«Два дня, одна ночь» - кошелек или жизнь
Когда работница фабрики Сандра (Марион Котийяр) из-за клинической депрессии долгое время проводит на больничном, ее начальник замечает, что коллеги женщины вполне справляются без нее, и предлагает им выбор: либо заранее обещанная годовая премия в тысячу евро, либо сохранение Сандры на работе. Почти все рабочие голосуют за премию, и женщина, узнав об увольнении, еще глубже погружается в депрессию. К счастью, ее лучшей подруге удается убедить шефа после выходных провести еще одно, теперь уже закрытое голосование, и она вместе с мужем Сандры (Фабрицио Ронджоне) уговаривает героиню обойти всех, кто голосовал против нее, и объяснить им, что ее семья с двумя маленькими детьми не проживет на зарплату мужа-повара.
Фильм удостоился специального приза жюри Каннского фестиваля и главной награды Кинофестиваля в Сиднее.
Многократные лауреаты Каннского фестиваля и, вероятно, самые известные в мире бельгийские режиссеры, братья Жан-Пьер и Люк Дарденны не снимают фильмы о богатых и знаменитых. Их внимание приковано к «униженным и оскорбленным» – иммигрантам, сиротам, живущим на пособие семьям, простым работягам… И если мейнстримные голливудские режиссеры обычно рассказывают о подобных героях оптимистические сказки, то Дарденны создают правдоподобные, мрачноватые (или откровенно мрачные) ленты, постановочный стиль которых вызывает в памяти аскетизм скандинавской «Догмы»: съемки ручной камерой, никакой закадровой музыки, минимум эффектов, реальные постройки вместо тщательно продуманных декораций… Также они затрагивают больные социальные вопросы и выстраивают сложные, неоднозначные моральные головоломки. Их кино не для развлечения, а для размышления.
Не изменили себе Дарденны и в своем новом фильме, который они называют реакцией на ужесточение европейских бизнес-нравов. Прошли времена, когда рабочий на заводе был надежно защищен профсоюзом. В наши дни на заводах все чаще трудятся роботы, и работников там так мало, что они не могут создать сильный профсоюз. А это значит, что каждый рабочий сам за себя, и начальство может сделать с ним что угодно. Даже уволить его, переложив ответственность на других сотрудников. Мол, это не я его увольняю, это вы решили, что бонус важнее!
Так как в картине немало длинных непрерывных сцен, актерам зачастую приходилось делать по несколько десятков дублей, прежде чем у них получался без помарок разыгранный фрагмент
Напоминая об этом зрителям, Дарденны, как обычно, затрагивают немало этических, финансовых, производственных, психологических проблем, и если вы посмотрите картину в компании вдумчивых друзей, то вы потом проведете не один час в спорах о том, стоит ли еще не выздоровевшей женщине рваться на почти наверняка опасную для жизни работу (если делать ее невнимательно), или о том, что делать рабочим, которых бригадир натравливает друг на друга. Но вот беда – все «большие вопросы» картина ставит буквально в первые же минуты действия. И когда Сандра начинает планомерно обходить коллег, интерес к повествованию быстро теряется, потому что картина начинает повторяться. Главная героиня повторяет одни и те же реплики, и ей отвечают очень похожими словами. Причем как те, кто настаивают на бонусе, так и те, кто все же соглашается помочь. Конечно, ни одна из встреч не проходит в точности так же, как другая (так, одна из них заканчивается потасовкой, а другая – разводом), но так как фильм сосредоточен на судьбе Сандры и ее семьи, то для зрителей оказывается важно лишь то, в какую колонку попадает очередной рабочий: «Коллега» или «Премия». И большую часть картины очень хочется нажать на ускоренную перемотку и остановиться лишь в финале, для подведения итогов голосования.
По крайней мере, такое впечатление создается, когда смотришь фильм в России и мало что знаешь о тонкостях бельгийской жизни и речевого этикета. В оригинале каждая реплика и каждый кадр испещрены культурными кодами, и каждый второстепенный персонаж фильма – это объект для дешифровки.
Вспомните наш знаменитый «Гараж» – сколько всего могли понять советские зрители о его персонажах просто по их манере одеваться! И густота культурных кодов была одним из компонентов успеха ленты.
«Два дня, одна ночь» в этом отношении устроена схоже, но ко многим ее кодам у нас нет ключей. Скажем, когда муж Сандры говорит, что не вернется в социальное жилье, имеет ли он в виду нечто вроде маленьких, но по-своему уютных советских квартирок или что-то типа американских «проджектов», где на лестницах торгуют наркотиками, а в коридорах перестреливаются? Как зрители должны реагировать, когда один из сослуживцев признается, что подрабатывает «по-черному», не платя налогов? «Молодец, устроился!», «Бедняга, за это могут посадить!» или «Преступник, ату его!»?
В России ответ очевиден, а в Бельгии – Костер его знает. А что нам думать о том, что главные герои с двумя детьми обедают четырьмя пиццами? «Зажрались!» или «Экономят на еде…»? И так далее. А когда в таком кино не можешь читать персонажей как книгу, посвященные им виньетки не увлекают так, как они должны увлекать бельгийцев.
Сходная проблема и с исполнительницей главной роли. Французская звезда Марион Котийяр исключительно убедительно перевоплотилась в Сандру, и по тщательности проработки роли это одна из лучших ее работ. Но все душевные и моральные колебания Сандры, все симптомы ее болезни, все разнообразие ее нервных реакций на происходящее в ее жизни – все это актриса демонстрирует в первые полчаса ленты, и дальше, в сущности, повторяется с небольшими вариациями. А смотреть на белку в колесе быстро надоедает. Даже если это потрясающе сыгранная белка.
Размышлять о проблемах, которые ставит эта бельгийская социальная драма, интересно, а вот смотреть ее – не очень. По крайней мере, в России.
Со 2 октября в кино.
Со 2 октября в кино.
Два дня, одна ночь трейлер
[media=http://www.youtube.com/watch?v=PFIwrsD6Sb0]
Открытие 65-го Каннского фестиваля
16 мая во Франции начался 65-й юбилейный Каннский фестиваль. Символом мероприятия в этом году стала Мерилин Монро...
Фильм Андрея Звягинцева выстрелил на Каннском фестивале
Россия выстрелила на Каннском фестивале! В третий день 60-го Каннского фестиваля состоялась официальная мировая премьера фильма Андрея Звягинцева " Изгнание ". Премьера картины Андрея
Режиссер «Овсянок» рассудит Венецианский фестиваль
Отечественный кинорежиссер Алексей Федорченко, который получил на предыдущем Венецианском фестивале сразу три статуэтки за картину «Овсянки», в нынешнем году станет одним из членов жюри этой премии.
Лучшее слоновье Дикое поле России
«Белых слонов» раздает особо отличившимся Гильдия Российских кинокритиков. Премию, учрежденную десять лет назад, признают наиболее адекватной и вменяемой среди российских наград – у критиков нет
Мэтры мировой киноиндустрии посетят Вологду
Вологжане вместе с гостями города получили уникальный шанс – в рамках Второго Международного кинофестиваля молодого европейского кино они смогут принять участие в мастер-классах известных во всем
История и значение Каннского фестиваля
В самый разгар проведения международного Каннского кинофестиваля мы решили провести небольшой экскурс по истории создания и проведения самого популярного фестиваля кино. Международный фестиваль кино