Создать акаунт
Культура и кино России » Рецензии на фильмы » Рецензия на «Три дня до весны». Настоящий блокадный детектив

Рецензия на «Три дня до весны». Настоящий блокадный детектив

Рецензия на «Три дня до весны». Настоящий блокадный детектив
Три дня до весны кадр из фильма
Последние дни февраля 1942 года, Ленинград переживает первую и самую страшную блокадную зиму. Окружившие город нацисты не торопятся вступать в бой, вместо обстрелов и танковых атак они делают ставку на голод и смерти мирных жителей от холода, а «помочь» природе планируют страшной диверсией, которая выкосит блокадников за несколько дней. Получив разведданные, штаб обороны Ленинграда привлекает к следствию контрразведчика из Москвы лейтенанта Андреева, человека прямолинейного и порой грубого, но справедливого. Объединившись с врачом и местной милицией, Андреев отправляется в опасную погоню по следам пособников захватчика, задумавших отравить многомиллионный город, и лишь зимний холод останавливает пока распространение инфекции. Но до весны остается всего три дня…

По замыслу студии «Ленфильм» и коллектива авторов фильм «Три дня до весны» должен стать первой картиной в грядущей кинематографической трилогии о блокаде.

На протяжении многих последних лет майские праздники становились предметом яростной конкуренции между релизами, посвященными Великой Отечественной войне, проекты расталкивали друг друга локтями, ишь бы встать на удобной дате премьеры и на волне всеобщего ликования и скорби, выходящей на свой пик 9 мая, привлечь в кинотеатры побольше зрителей.
Три дня до весны кадр из фильма
В этом году май смущает какой-то апатией – где это видано, чтобы в праздничные выходные в прокате был всего один отечественный фильм о войне? Впрочем, «Три дня до весны», снятый на возрожденном «Ленфильме» режиссером Александром Касаткиным, – это тот самый «один в поле воин», который стоит множества иных «поделок», выходивших в предыдущие годы под георгиевскими лентами, но забывавшихся раньше, чем в небе развеется дым от праздничного салюта.

После принесшей ему популярность роли в сериале «Диверсант» Кирилл Плетнев долгое время отказывался сниматься в картинах о Великой Отечественной войне, но для «Трех дней до весны» актер сделал исключение
Три дня до весны кадр из фильма
«Три дня до весны» – не совсем привычный фильм о войне. В нем нет бегущих в атаку красноармейцев, вражеские танки в нем не горят, а пилоты бомбардировщиков не показывают с неба задниц, это фильм о другой стороне великого противостояния – о жизни в блокадном Ленинграде, о жизни, которую и жизнью назвать нельзя.

Нет, Ленинград – это не глубокий тыл, где пусть и в большой нужде, но можно прожить, не опасаясь бомбежки. Но и фронтом его можно назвать лишь номинально, Северную столицу немцы брали измором и нескончаемым прессингом – поди реши с современной колокольни, намного ли это лучше окопов и переправ на линии соприкосновения армий.
Три дня до весны кадр из фильма
Про ужасы блокады сегодня вспоминать не любят, это по-прежнему страшно и больно, и смотреть фильм, где трупы, лежащие на тротуаре, – такие же детали городского пейзажа, как фонари уличного освещения или мусорные урны, физически больно. Но знать, понимать и помнить об этом крайне важно – ведь это оборотная сторона того самого модного сегодня лозунга «Можем повторить!».

Те, кто под повтором разгрома вермахта понимает только победный парад на Красной площади, обязаны увидеть «Три дня до весны» и уяснить для себя, что вместе с поверженными знаменами врага в 1945 году вернулись миллионы и миллионы раненых, искалеченных, обездвиженных, миллионы и миллионы остались в могилах по всей Европе, миллионы и миллионы не пережили четыре страшных года войны внутри страны. Такого повтора вам хочется?

Режиссера Касаткина стоит похвалить – он не бежит за привычным уже в этом направлении пафосом, не стремится «причесывать» героев или, наоборот, превращать картинку в чернуху.
Три дня до весны кадр из фильма
Ветераны блокады отмечают, что атмосферу и антураж 1942 года авторы передали достаточно правдоподобно, и жизнь в Ленинграде была вечной борьбой не только из-за бомб и артобстрелов, а и по вине внутреннего врага: как диверсантов и предателей, так и излишне ретивых «борцов за правду».

Кстати, сюжетная линия с офицером НКВД в фильме даже несколько удивляет, сейчас их скорее принято хвалить и превозносить их «подвиги», а не демонстрировать «звериный оскал» госбезопасности. Картина вообще не слишком вписывается в сегодняшнюю официальную победоносную доктрину, но тем она и интереснее.

Конечно, в ленте достаточно просто разглядеть погрешности, связанные в первую очередь со скромным финансированием и относительной молодостью обновленной студии. Ленинград в «Трех днях до весны» слишком чист и светел для осажденной крепости, в кадре нет ни одного разрушенного здания, на улицах ни одной воронки, стены домов не испещрены шрамами пуль и осколков.

Не хватает авторам и размаха – масштаб картины скорее соответствует качественному телепродукту, но далек от большого кинотеатрального проекта, стерильность, правильность и перфекционизм играют с картинкой дурную шутку, даже искусственный снег здесь выглядит скорее украшением, чем проблемой. Ощущения академичности добавляет и музыкальное сопровождение, картина за счет постоянного закадрового саунда кажется старомодной.
Три дня до весны кадр из фильма
И все же «Три дня до весны» стоит нескольких иных своих предшественников, «поигравших в солдатиков». Пафос в нем заменен тревогой, бравурные марши вытеснены скорбной симфонической музыкой, победные реляции нивелируются обилием в кадре мертвых тел и лиц голодных ребятишек. В таком кино, как в холодном душе, мы нуждались давно – кто же должен начать длинный путь от «Можем повторить!» к «Должны не допустить повторения!»…

«Три дня до весны», смотрите в кино с 4 мая.
17 мая 2017, 11:46
4 166
0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Смотрите также: