Создать акаунт

Удачная катастрофа

Удачная катастрофа
Удачная катастрофа
Первый за много лет масштабный отечественный фильм-катастрофа «Метро» выходит в прокат 21 февраля 2013 года (дистрибьютор – «Наше кино»), спустя три месяца после так и не случившегося апокалипсиса. Отрадно, что релиз не пришелся на 21.12.2012, ведь картина Антона Мегердичева рассказывает не об умозрительном конце Света «по версии Майя», а воплощает ежедневный страх миллионов людей, спускающихся в московскую подземку.


Ситуация, воссозданная в фильме, может показаться смехотворной разве что работникам метрополитена, обычный кинозритель сочтет ее вполне прогнозируемой. В результате сверхплотной застройки центра Москвы в одном из тоннелей метро между двумя станциями образуется трещина, грозящая масштабным потопом вплоть до разрушения всего города. Ничего не скажешь, социальный пафос и призыв к власть предержащим помнить о не безграничности природно-территориальных ресурсов – считываются моментально. Тем показательнее, что одним из пассажиров, севших в злополучный поезд на мифической станции «Садовая», оказывается бизнесмен-строитель (Анатолий Белый). Персонажу Анатолия Белого, вообще, отведена ключевая разрушительная функция, как в социальном, так и в межличностном аспектах этой драмы с элементами катастрофы. Его Влад является не только «хозяином жизни», постоянно беспокоящимся лишь о собственной выгоде, но и претендентом на звание «нового папы» для дочери (Анфиса Вистингаузен) главного героя – честного хирурга районной больницы Андрея Гарина (Сергей Пускепалис). Именно этой троице заложников подземки на грани затопления (Андрей – дочь Ксюша – Влад), по замыслу создателей «Метро», зритель должен особенно сопереживать, в то время как неверная жена Гарина – Ирина (Светлана Ходченкова) носится по Москве, отчаявшись спасти семью от реальной и формальной гибели.


Нетрудно догадаться, что в финале любовно-семейный четырехугольник разрешится возвращением Ирины в лоно законного брака, однако вернется она уже не совсем к тому мужчине, от которого собиралась уйти. Личностная трансформация Гарина из типичного интеллигентного неудачника (о чем зрителю регулярно напоминает надпись «лох» в вагоне поезда) в настоящего бесстрашного героя – пожалуй, самый увлекательный поворот истории о том, как экстремальная ситуация помогает раскрыть истинную сущность человека.  


Несмотря на некоторую прямолинейность выразительных средств, неизбежную для жанра фильма-катастрофы, экранное повествование на протяжении всех двух с лишним часов ни разу не теряет логики, что уже огромное достижение для современного отечественного кинематографа. Еще одним несомненным плюсом картины является, собственно, картинка. Для создания «Метро» впервые за последние 30 лет в нашем кино были применены макетные съемки, широко используемые в Голливуде. Над визуальными эффектами, компенсировавшими то, что масштабным рукотворным спецэффектам не под силу, трудились лучшие в стране VFX-специалисты. Ну а операторская работа Сергея Астахова (к слову, снимавшего в СССР в 1986 году фильм на схожую тему «Прорыв») окончательно приблизила изобразительное решение «Метро» к совершенству. Правда, рапидная съемка сцены падения пассажиров от резкого торможения состава, где тела медленно разлетаются по вагону, а окна рассыпаются на множество стеклянных кристаллов, несколько снижает трагедийный эффект из-за излишней красивости. Что ж, решения визуально менее безупречные, но более драматичные, можно найти, например, в эталонном советском фильме-катастрофе «Экипаж» (1979, реж. А. Митта), который, по сути, таковым не являлся. «Метро» Антона Мегердичева – является.
07 июн 2013, 00:00
1 247
0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Смотрите также: