Создать акаунт
Культура и кино России » Новости от партнеров » Акунинский шпионский роман

Акунинский шпионский роман

Акунинский шпионский роман
Акунинский шпионский роман

Когда в 2004 году на отечественные экраны вышел «хулиганский» псевдодокументальный фильм «Первые на Луне», то некоторые зрители, хорошо знакомые с элементами и разновидностями киберпанка, усмотрели в детище Алексея Федорченко зародыш дизельпанка. Учитывая особенности российской истории, легко было предположить, что следом за этой картиной появятся и другие, так или иначе обыгрывающие время 30-40х годов. Но, тем не менее, нам пришлось ждать пять лет, чтобы насладиться фантазией «Первого отряда», и еще пару, чтобы, наконец-то, увидеть экранизацию акунинского «Шпионского романа».

При просмотре «Шпиона» дебютанта Алексея Андрианова сразу вспоминаются не только яркие представители дизельпанка «Темный город», «Бразилия» или «Порко Россо», но и литературные провозвестники вроде «Гиперболоида инженера Гарина» или «Человека-амфибии». Последние нам гораздо ближе, потому как в детстве многие зрители старшего и среднего поколения зачитывались произведениями Алексея Толстого и Александра Беляева. Мало того, от фильма веет дыханием «Метрополиса» Фрица Ланга и «Космического рейса» Василия Журавлева. А все из-за того, что при создании «Шпиона» были использованы чертежи так и не осуществленного в полной мере Генплана 1935 года, с пресловутой громадой Дворца Советов вместо Храма Христа Спасителя.

Альтернативная Страна Советов просматривается не только в архитектуре Москвы, но и в мелких деталях, которыми изобилуют декорации. Общение через Скайп посредством лампового телевизора, раздвижная дверь с гигантской красной звездой, инфракрасные бинокли в ретро-стиле, «сыворотка правды» с эффектом ЛСД, скрытое видео-наблюдение при помощи 16-миллиметровых кинокамер. Все это подчеркивает нереальность происходящего вкупе с надуманной версией о причине начала Великой Отечественной войны, которую предлагает нам Борис Акунин.

Как известно, создатель любимого многими Эраста Фандорина изначально предлагает нам игру в жанр, используя в романе легко узнаваемые сюжетные ходы, типажи и ситуации. В «Шпионском романе» можно усмотреть отсылки к таким авторам, как Аркадий Адамов, а сам фильм выглядит как гибрид «Гиперболоида» и «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» с Глебом Жегловым и Володей Шараповым в центре повествования. То, что за основу сюжета взяты взаимоотношения главных героев из говорухинского шедевра, не скрывают и сами создатели. Федор Бондарчук акцентирует на опыте и бескомпромиссности Октябрьского в попытке приблизить его к образу, созданному Владимиром Высоцким. А Данила Козловский в роли Дорина выглядит так же наивно и «зелено», как и Владимир Конкин.

Не скрывают авторы и то, что пытались сделать кинокомикс. Параллельная реальность, придуманная Акуниным и подчеркнутая талантливым художником Виктором Петровым экранизации, визуально завораживает благодаря уверенной камере Дениса Аларкона-Рамиреса и неуловимо напоминает условный мир «Первого мстителя». Но в содержательном плане все же зияют провалы, и не сразу понимаешь, с чем они связаны. Лишь вспомнив, на чьем произведении основана картина, начинаешь подспудно догадываться о причине разлада. Акунин все же представляется нам, в первую очередь, как серьезный писатель, увлекающийся несерьезными жанрами. Его псевдоисторический стиль легко воспринимается на бумаге, но идеалы и серьезность повествования трудно сочетаются с комиксовой составляющей. Ведь основная часть комиксов – это детская игра в хорошего и плохого, сдобренная простоватым юмором и ходульными персонажами. И в них трудно представить постоянно размышляющего Штирлица или же философские рассуждения о стране, в которой живет герой. Хотя дизельпанк сам по себе весьма подходит для историй, придуманных Акуниным, и если бы авторы более вдумчиво подошли к экранизации, то у них получилась бы «Бразилия».

Что касается актеров, то в большинстве своем они не разочаровывают. Правда, Бондарчук и Козловский, играющие то Холмса с Ватсоном, то Жеглова с Шараповым, все же проигрывают второстепенным персонажам. Среди них особенно запоминаются Ираида Петракович (Виктория Толстоганова), Нарком (Сергей Газаров), Коган (Владимир Епифанцев) и Селенцов (Алексей Горбунов). Анна Чиповская в роли Нади невинна и обворожительна. Полина Райкина убедительно сыграла агента под прикрытием на квартире пойманного шпиона Карпенко (Андрей Мерзликин удивил, сыграв нехарактерную для себя роль).

К плюсам картины можно отнести и неплохую для нашего Отечества компьютерную обработку, и музыку Юрия Потеенко, в которой легко распознаются самые популярные мелодии из приключенческих лент. Особенно стоит отметить сцену танго в исполнении Федора Бондарчука и Екатерины Мельник, сыгравшей выдуманную актрису 40-х Любовь Серову. В этом эпизоде некоторые журналисты усмотрели связь с «Правдивой ложью», где Шварц почти так же исполнял сей танец. Но это всего лишь зрительская ассоциация и культурный код, всплывший в уме режиссера при создании картины на уровне подсознания.

В итоге, перед нами предстает неровная экранизация (кстати, довольно близкая к тексту первоисточника) с хорошей визуализацией, сценарными провисаниями и замечательными актерскими работами второго состава. Возможно, телевизионная версия будет более цельной и ровной, но пока что нам предложено довольствоваться малым. А уж смотреть или нет, выбирать вам. Если вы – поклонник акунинской прозы, то, вполне возможно, останетесь довольны. Если вам интересен дизельпанк, то фильм предлагает достаточно завлекающую его разновидность, посвященную временам Сталина и Второй мировой. Что касается тех, кто никогда не читал приключений Фандорина и не знает, что такое дизельпанк, то им придутся по душе романтическая линия, комиксовое оформление и недурная детективная подоплека.

Приятного просмотра!
24 янв 2013, 00:00
931
0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Смотрите также: