Создать акаунт
Культура и кино России » Новости кино » Приключение на территории 35 мм

Приключение на территории 35 мм

Приключение на территории 35 мм

Приключение на территории 35 мм

фестиваль NICE

Мелодичное слово «Италия» вызывает у большинства самые положительные ассоциации: лакомые спагетти, стильная одежда, легендарное диско, романтические экскурсии… Итальянское кино. Творчество маэстро Феллини, Висконти и Антониони стало визитной карточкой итальянского искусства ХХ века. И поэтому их никак нельзя было обойти вниманием на открытии 10-ого юбилейного фестиваля NICE – фестиваля современного итальянского кино в России.

Идея NICE возникла во Флоренции благодаря «группе энтузиастов» - так называют себя создатели фестиваля. Помогать новым явлениям в искусстве развиваться всегда было нелегкой задачей, но нельзя сказать, чтобы неблагодарной. Мероприятие привлекло внимание профессионалов, спонсоров, а главное – многочисленных зрителей в разных странах мира. Российская публика, по мнению итальянских кинематографистов, выше всяких похвал: NICE собирает полные залы в Москве, Санкт-Петербурге, Перми

27 марта в московском кинотеатре «35 мм» любители итальянского кино смогли посмотреть легендарный фильм «Приключение» Микеланджело Антониони. У этой картины своеобразная история: во время премьеры на Каннском фестивале он был освистан критиками, а уже через два года – занял второе место в списке десяти лучших фильмов за всю историю кино по опросу авторитетного британского журнала «Sight and sound». Сейчас «Приключение» упоминается почти во всех кинематографических учебниках ВУЗов, и бесспорно стало эталоном вкуса и качества. Благо, времени на обретение репутации у фильма было предостаточно – вышел он в 1960 г. Посетителям «35 мм» выпала редкостная удача смотреть только что отреставрированную на лучшем оборудовании копию, где следы времени и технические дефекты были практически сведены на нет, - предмет особой гордости организаторов. Дабы сохранить прелесть оригинала, картина шла без перевода (и так же планируется демонстрировать и другие фильмы). Те, кто не владеет звучным итальянским языком, могли ухватиться за любой из двух спасательных кругов – субтитры на английском или русский текст в наушниках.

Фильм «Приключение» рассказывает о том, как материальное благополучие оказывается бесполезным и невзрачным, когда ты одинок. Как люди спасались от скуки и думали, что нашли любовь. Досуг закончился, азарт угас, и с ним ушло взаимное притяжение. Красивая мечта оказалась разменянной на дешевку, а гармония исчезла, как навеки потерянная среди скал подруга.

В «Приключении» господствует любимый мотив Антониони – неполноценного общения, недопонимания, непокоя. Красивые и внешне вполне счастливые герои жаждут быть услышанными, но не подходят друг к другу, как сломанный ключ к исправному замку. Как бы хорошо эти бонвиваны смотрелись на фоне банального благополучия в духе мыльных опер! Но вместо дружбы им достается тоска, вместо надежды – горечь, вместо любви – трагедия. Трагедии бывают возвышенными, где само страдание прекрасно. А бывают – пошленькими и мелкими, и тогда становится неуютно и стыдно. Именно к такой жалкой и от того невыносимо жгучей кульминации приходит «Приключение». Герои бесконечно чужды друг другу, они живут на разной глубине, плывут по разным волнам. Принцип «стерпится – слюбится» для них не действует.

Да и могут ли человеческие отношения быть надежными, долгими, стабильными? Увы, послевоенное итальянское кино в этом смысле не блещет оптимизмом. Мотив вечного движения в «Приключении» - это не только постоянные перемещения героев в пространстве, но также и неустойчивость их привязанностей и симпатий. Искать счастье не значит его найти, особенно если ищешь без особого энтузиазма. А может, его и вообще нет – ни внутри себя, ни снаружи.

Фильм тревожен и мятежен. И так же тревожна и мятежна красота Моники Витти, музы Антониони, главной героини картины, безупречно прекрасной женщины и воплощенной трагедии. Организаторы фестиваля очень надеялись, что госпожа Витти найдет возможность посетить московский NICE – но, увы, не сложилось.

Зато, к счастью, на мероприятие прибыли режиссеры и продюсеры тех картин, которые будут представлены в следующие дни фестиваля. Они единодушно рады тому, что их произведения будут демонстрироваться в больших кинотеатрах, при массовом скоплении людей. По их мнению, при совместном просмотре рождается особое волшебство, несопоставимое с тем, когда зритель одиноко сидит перед домашним телевизором. И с ними нельзя не согласиться.

Организаторы особо объявили о премии, учрежденной ими для молодых режиссеров, обучающихся в российских ВУЗах. Тот, кто окажется наиболее талантливым и перспективным, получит от итальянских коллег всемерную моральную поддержку плюс кругленькую сумму для стимулирования творчества. Перед просмотром «Приключения» это прозвучало как тонкий намек: равняйтесь, господа, на Антониони, и увлекательная кинематографическая авантюра вам уготована.

По традиции NICE, после просмотра фильмов с их режиссерами можно будет пообщаться. Как показывает опыт, дискуссии затягиваются до глубокой ночи и оказываются намного длиннее самих картин. Действительно, о мировом кинематографе можно говорить почти бесконечно. Но мы никого не удивим, если скажем, что лучше все-таки смотреть.

РЕПОРТАЖ Елены Кочетковой
28 мар 2007, 17:16
3 619
0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Смотрите также: