Создать акаунт
Культура и кино России » Рецензии на фильмы » «Истина войны размыта кровью» или ярость рядового Эллисона

«Истина войны размыта кровью» или ярость рядового Эллисона

«Истина войны размыта кровью» или ярость рядового Эллисона
«Истина войны размыта кровью» или ярость рядового Эллисона

Норман Эллисон попал на войну, чтобы реально, по Бодрову-младшему, «в штабе писарем отсидеться». Но угодил в самое пекло — на финальные версты второй мировой, внутрь непонятно как уцелевшего танка с надписью «ярость», в руки Дону Колльеру, испытавшему все.

«У меня был лучший стрелок во всей армии. А теперь у меня — ты».

Дни фашизма сочтены, бои со всех сторон катятся к логову врага — Берлину. Однако жернова войны день и ночь перемалывают новые и новые жертвы. Знать, что победа близко и чувствовать дыхание смерти в лицо — невыносимо. Кто-то не видел начала войны и получает боевое крещение сейчас. Кто-то, как командир танка «Ярость», долбил врага еще в Африке.

Наперекор всему Дон Колльер стремится сохранить жизнь своему экипажу, но в кромешном ужасе танковых битв выбор небогат — смерть сегодня или смерть завтра. Беспомощный Норман попадает в чудовищный сон, в котором его то и дело спасительно одергивают окрики тех, кто убивает, чтобы не быть убитым. Он на грани сознания и восприятия, он истек страхом и не понимает, как здесь возможно выжить вообще, и тем более, выжить с мыслью, что ты должен убивать. Но рядом его экипаж, рядом солдаты — их страх достиг другого, почти философского уровня.

Жизнь в танке — жуткое бремя. Не столько стрельбы, сколько пахоты на износ. Роль каждого бойца — важна и умножена на общую мощь и «ярость». Жажда выжить ничего не значит без умения. С умением просыпаются инстинкты. Но даже они могут не помочь в первом же бою.

Кажущийся узкий мирок душного и тесного «шермана», наверное, впервые в военном фильме взят за основу и фундамент — столько времени «в танке» зритель еще не проводил! Нет исторической панорамы, нет патриотического пафоса, не довлеет ответственность перед потомками.

По сути, нет даже любовной линии в любом ее оттенке и понимании — она лишь обозначена эпизодом-пунктиром. Есть полубезумный, конвульсивно оживающий от ужаса мальчишка Норман. Есть пульсирующий и отдающий приказы Дон. Есть грязный раздолбай Грэйди. Есть мрачный мексиканец Трини. Есть дико уставший, но не потерявший веры в Бога Бойд. Есть цель — сражаться и прожить день, чтобы попытаться прожить следующий. Есть страшный путь, с которого не свернуть, а «истина войны размыта кровью».

Каждый кадр отталкивающе завораживает и наоборот. Взгляд либо прячешь, либо распахиваешь. Руки, дыхание, пульс и мысли не поддаются контролю. На экране — чудовищная дуэль «шермана» против «тигра». На экране — ожесточенная правда в глазах Брэда Питта и мучительное, поэтапное возмужание стрелка Нормана в категорично качественном исполнении Логана Лермана. На экране ярость — забава для настоящих мужиков и «лучшая работа на свете». И у Дона Колльера, и у Дэвида Эйра парни выполняют ее на совесть. Не могу не посоветовать смотреть советские фильмы или видео ролики про вторую войну для понимания той войны, какая она была и для кого сражались солдаты второй мировой. А сражались они для нас, чтобы мы сейчас жили свободными, и не важно, кто и как интерпретирует события. Историю не перепишешь.

«Ярость» со «Спасением рядового Райана» пусть каждый сравнит и оценит сам. Обе ленты монументальны, обе отвергают романтику войны. Но спасенный Райан заглядывает в память, а Норман заглядывает в бездну, которая, увы, прозаична и просто наполняет свои глубины жизнями танковых экипажей.


Ярость трейлер
11 ноя 2014, 10:22
2 287
0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Смотрите также: