sitename

Рецензия на «Три дня до весны». Настоящий блокадный детектив

0 2 626
Три дня до весны кадр из фильма
Последние дни февраля 1942 года, Ленинград переживает первую и самую страшную блокадную зиму. Окружившие город нацисты не торопятся вступать в бой, вместо обстрелов и танковых атак они делают ставку на голод и смерти мирных жителей от холода, а «помочь» природе планируют страшной диверсией, которая выкосит блокадников за несколько дней. Получив разведданные, штаб обороны Ленинграда привлекает к следствию контрразведчика из Москвы лейтенанта Андреева, человека прямолинейного и порой грубого, но справедливого. Объединившись с врачом и местной милицией, Андреев отправляется в опасную погоню по следам пособников захватчика, задумавших отравить многомиллионный город, и лишь зимний холод останавливает пока распространение инфекции. Но до весны остается всего три дня…

По замыслу студии «Ленфильм» и коллектива авторов фильм «Три дня до весны» должен стать первой картиной в грядущей кинематографической трилогии о блокаде.

На протяжении многих последних лет майские праздники становились предметом яростной конкуренции между релизами, посвященными Великой Отечественной войне, проекты расталкивали друг друга локтями, ишь бы встать на удобной дате премьеры и на волне всеобщего ликования и скорби, выходящей на свой пик 9 мая, привлечь в кинотеатры побольше зрителей.
Три дня до весны кадр из фильма
В этом году май смущает какой-то апатией – где это видано, чтобы в праздничные выходные в прокате был всего один отечественный фильм о войне? Впрочем, «Три дня до весны», снятый на возрожденном «Ленфильме» режиссером Александром Касаткиным, – это тот самый «один в поле воин», который стоит множества иных «поделок», выходивших в предыдущие годы под георгиевскими лентами, но забывавшихся раньше, чем в небе развеется дым от праздничного салюта.

После принесшей ему популярность роли в сериале «Диверсант» Кирилл Плетнев долгое время отказывался сниматься в картинах о Великой Отечественной войне, но для «Трех дней до весны» актер сделал исключение
Три дня до весны кадр из фильма
«Три дня до весны» – не совсем привычный фильм о войне. В нем нет бегущих в атаку красноармейцев, вражеские танки в нем не горят, а пилоты бомбардировщиков не показывают с неба задниц, это фильм о другой стороне великого противостояния – о жизни в блокадном Ленинграде, о жизни, которую и жизнью назвать нельзя.

Нет, Ленинград – это не глубокий тыл, где пусть и в большой нужде, но можно прожить, не опасаясь бомбежки. Но и фронтом его можно назвать лишь номинально, Северную столицу немцы брали измором и нескончаемым прессингом – поди реши с современной колокольни, намного ли это лучше окопов и переправ на линии соприкосновения армий.
Три дня до весны кадр из фильма
Про ужасы блокады сегодня вспоминать не любят, это по-прежнему страшно и больно, и смотреть фильм, где трупы, лежащие на тротуаре, – такие же детали городского пейзажа, как фонари уличного освещения или мусорные урны, физически больно. Но знать, понимать и помнить об этом крайне важно – ведь это оборотная сторона того самого модного сегодня лозунга «Можем повторить!».

Те, кто под повтором разгрома вермахта понимает только победный парад на Красной площади, обязаны увидеть «Три дня до весны» и уяснить для себя, что вместе с поверженными знаменами врага в 1945 году вернулись миллионы и миллионы раненых, искалеченных, обездвиженных, миллионы и миллионы остались в могилах по всей Европе, миллионы и миллионы не пережили четыре страшных года войны внутри страны. Такого повтора вам хочется?

Режиссера Касаткина стоит похвалить – он не бежит за привычным уже в этом направлении пафосом, не стремится «причесывать» героев или, наоборот, превращать картинку в чернуху.
Три дня до весны кадр из фильма
Ветераны блокады отмечают, что атмосферу и антураж 1942 года авторы передали достаточно правдоподобно, и жизнь в Ленинграде была вечной борьбой не только из-за бомб и артобстрелов, а и по вине внутреннего врага: как диверсантов и предателей, так и излишне ретивых «борцов за правду».

Кстати, сюжетная линия с офицером НКВД в фильме даже несколько удивляет, сейчас их скорее принято хвалить и превозносить их «подвиги», а не демонстрировать «звериный оскал» госбезопасности. Картина вообще не слишком вписывается в сегодняшнюю официальную победоносную доктрину, но тем она и интереснее.

Конечно, в ленте достаточно просто разглядеть погрешности, связанные в первую очередь со скромным финансированием и относительной молодостью обновленной студии. Ленинград в «Трех днях до весны» слишком чист и светел для осажденной крепости, в кадре нет ни одного разрушенного здания, на улицах ни одной воронки, стены домов не испещрены шрамами пуль и осколков.

Не хватает авторам и размаха – масштаб картины скорее соответствует качественному телепродукту, но далек от большого кинотеатрального проекта, стерильность, правильность и перфекционизм играют с картинкой дурную шутку, даже искусственный снег здесь выглядит скорее украшением, чем проблемой. Ощущения академичности добавляет и музыкальное сопровождение, картина за счет постоянного закадрового саунда кажется старомодной.
Три дня до весны кадр из фильма
И все же «Три дня до весны» стоит нескольких иных своих предшественников, «поигравших в солдатиков». Пафос в нем заменен тревогой, бравурные марши вытеснены скорбной симфонической музыкой, победные реляции нивелируются обилием в кадре мертвых тел и лиц голодных ребятишек. В таком кино, как в холодном душе, мы нуждались давно – кто же должен начать длинный путь от «Можем повторить!» к «Должны не допустить повторения!»…

«Три дня до весны», смотрите в кино с 4 мая.
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив