«Без цензуры» - громкое рукоплескание
Без цензуры? В 2006 году кинокомпания «HDnet Films» поручила знаменитому Брайну де Пальма, режиссеру фильмов «Миссии на Марсе и «Лица со шармом», снять полудокументальное кино за 5 миллионов долларов. Тема фильма могла быть любая – главным условием было, что фильм должен был быть снят на цифровую камеру.
Тему для своего фильма Брайн де Пальма выбрал достаточно мрачную. Неподалеку от города Махмудия в Ираке была убита и изнасилована американскими солдатами 14-летняя девочка подросток. Перед тем как убить ее «бравые» солдаты лишили жизни ее пятилетнюю сестру и мать. Добавив к этой невеселой истории рассказ о расстреле беременной женщины во время поездки в больницу, Де Пальма получил подходящий сценарий для своего фильма, дав название ему «Без цензуры».
Главный смысл фильма «Без цензуры» в том, что мы все находимся под постоянным наблюдением. Окружающие снимают нас все время различными камерами, дешевыми цифровыми фотоаппаратами, а то и просто мобильными телефонами.
К слову сказать в фильме «Монстро» был применен прием подсмотренный у Де Пальмы - попытка создать иллюзию достоверности. События фильма якобы происходят на глазах очевидцев. Весь фильм как будто бы снят солдатскими любительскими камерами, камерами наблюдений на зданиях или камерами или глазками, прикрепленными к головам морских пехотинцев. Для усиления эффекта полной реальности Де Пальма показывает в конце фильма случайные фотографии мертвых иракцев.
Перед началом фильма говорится о том, что он основан на реальных событиях. Однако правды тут не больше, чем в фильме о нашествии инопланетян. Вся история полностью вымышлена, имена обстоятельства придуманы. Это не в коем случае не документальный фильм, хотя и очень похож на него: непрерывная чреда разговоров, обыски, военная рутина, аресты, дознания, проверки на блокпостах, гневные высказывания на «Ю-тубе», кадры из другого документального фильма, снова разговоры.
Ужасающие события предстают перед зрителем с совершенно разных точек зрения и ракурсов: взгляд на события измученных войной солдат, которые ни как не могут понять иракцев, иракцы не понимают американцев, у фронтовиков свой взгляд на тыловых бюрократов, а гражданские вообще не понимают, что происходит.
Но вся документальность этого фильма – полная фальшивка. Возможно, и весь смысл этого пятимиллионного проекта заключался именно в создании идеальной фальшивки. Все, что запечатлено на киноленту – все может быть подвергнуто редактированию. Даже название фильма в оригинале «Redacted» переводиться как «отредактировано».
Придуманный мир, где отрывки правды сплетены с откровенной ложью, не может претендовать на откровенность, даже как средство антивоенной агитации. Если нужна правда, то искать ее стоит в жизни, а не на пленке. Все фальшивка, и даже ролик Youtube.
В самом конце фильма главный герой Лоер Маккой, вернувшись домой, рассказывает друзьям, о том, как он стал свидетелем этого чудовищного преступления и ничего не смог сделать, чтобы остановить товарищей. Он почти плачет, а слушатели аплодируют ему. Наверно это и есть настоящая правда о войне, где уживаются обман, отчаяние и громкое рукоплескание.
Без цензуры
Без цензуры