Создать акаунт
Культура и кино России » Рецензии на фильмы » Фильм Никиты Михалкова «12» или Венценосное число 12

Фильм Никиты Михалкова «12» или Венценосное число 12

Фильм Никиты Михалкова «12» или Венценосное число 12
Фильм Никиты Михалкова 12
Фильм Никиты Михалкова «12», ставший обладателем специального «Золотого Льва» на кинофестивале в Венеции, неизбежно сравнивают со знаменитой картиной Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин». Только чистым ремейком этот фильм назвать нельзя: скорее переложение основной сюжетной линии на другое временное, территориальное пространство.

После многочисленных публикаций в прессе об этом проекте и его триумфе на Венецианском кинобиеннале, состоялась официальная премьера на родине фильма. 19 сентября в Киноцентре «Октябрь» сразу в нескольких залах шел показ. А в фойе на первом этаже можно было вблизи увидеть Золотого Льва Венеции. Предисловием к началу, естественно, послужило живое выступление перед зрителями создателя картины. По его словам, реакция зрителей в Венеции совпадало с тем, что он ожидал. И это при том, что смотрели они фильм с субтитрами. С его слов было ясно, что он не ждет ни хвалу, ни критики, - «Единственное, на что я надеюсь, что после просмотра вы измените свое мнение: худшее на лучшее или наоборот. Лишь бы не остаться равнодушными».

12 стульев и один большой стол. Прямо посередине спортзала в обыкновенной московской школе. Именно здесь происходят основные действия фильма, не считая маленьких эпизодов с боевыми действиями. 12 присяжных должны вынести окончательный вердикт по поводу обвинения 18 летнего чеченского мальчика в убийстве приемного отца- офицера российской армии. И вот на протяжении 2,5 часов фильма каждый из них пытается определиться, считает ли парня убийцей или нет. Вопрос «виновен или невиновен?» висит над ними и проносится время от времени со стремительной скоростью.

В данном случае, я имею в виду птичку, влетевшую в зал к нашим героям и наблюдающую за ними. С высоты птичьего полета (естественно в рамках спортзала) наблюдаем и мы за всем происходящим: как бы сверху, пролетая над залом, над столом присяжных, от одного персонажа к другому. Данный необычный прием был применен оператором Владиславом Опельянцем дабы оживить 13-го героя фильма- того самого воробья. Его камера идеально работает в этом ключе, создавая смыслообразующее изображение.



В картине достаточно четко вытроены причинно-следственные связи сюжетной линии, хотя иногда идет разбавление вставками эпизодов из детства юноши во времена войны, его воспоминания о родителях. Данный подход был также использован и в процессе съемок: не было никаких прыжков от одного куска в истории, к эпизоду, стоящему в середине. Кино снималось последовательно.

Фильм Никиты Михалкова 12


Актеры тут почти все медийные. Проще говоря, звездный состав. Ничего странного: у такого режиссера многие мечтают сниматься. Именно их талант и полная отдача помогли реализовать сложный проект под названием «12». Причем Опельянц снимал их даже синхронно, на репетициях, длившихся иногда аж до самого утра.

Изначально, не имея сомнений в виновности мальчика, 11 из 12 присяжных голосуют против, не вникая особо в ситуацию, так как все улики против него. И лишь один (Сергей Маковецкий) предлагает пересмотреть все с учетом «человеческого фактора». Потому что, русский человек не может жить по закону- это непривычно и скучно. И что, самое главное, не закон главное, а сердце и душа. В попытках разобраться в ситуации с убийством, наши присяжные втягиваются в тяжелый спор, не имеющий часто отношения к данному уголовному делу.

Замкнутые на самих себе герои: продюсер телеканала, директор кладбища, руководитель российско-японской корпорации, артист эстрады, хирург, убежденный демократ, таксист, рабочий-метростроевец мечтают поскорее закончить с этим делом и пойти по своим делам. Но не тут то было. Накаленная обстановка заставляет каждого из 12 посмотреть вглубь себя, понять причины своего решения и усомниться в нем. Мы видим, как реалистичность фильма буквально выворачивает наизнанку все накопившееся: личные обиды, проблемы страны, переживающей переходный период, а главное, то о чем не говорят громогласно и прилюдно, но обсуждают на кухне.

Фильм Никиты Михалкова 12


Никита Михалков: «Это очень русская картина, и она патриотичная. Но не может быть патриотичной картина, которая основана на ксенофобии. Потому что шовинизм и ксенофобия – это когда я люблю свое за счет других. Когда я говорю: я лучше тебя. Но я говорю: я люблю свое и готов тебе показать мое, чтобы ты его полюбил, а ты мне покажи свое. Знаете присказку «Какой же я антисемит, когда у меня друг еврей?» Я знаю, какие есть дурные черты в еврейском характере, чудовищные черты в русском характере или в украинском – в любом. Но вот Гафт играет в картине такой переливающийся бриллиант, и он, совершенно справедливо раздражает Гармаша своими «еврейскими штучками». Это очень важно. Что, нет еврейского вопроса? Он есть, но о нем надо говорить, не шептаться на кухне. Это и есть уважение».

Фильм Никиты Михалкова 12


Но путь к голосу сердца героев тернист и им долго приходится прорываться сквозь пелену обид и недосказанности. Хотя высказаться здесь успеют все.
И актер эстрады (Михаил Ефремов), шутник и юморист по натуре, с искренним монологом взахлеб о том, как ему неприятно видеть на своих спектаклях зрителей, смеющихся абсолютно над всем – землетрясения, цунами, милиционеры-убийцы- все смешно. А смешно, потому что страшно!
И рабочий-метростроевец, утверждавший в начале картины, что все нерусские народы- сволочи, вспоминает о своем родственнике, ставшем террористом по нелепой причине, и спасшийся от несправедливого наказания лишь благодаря человеческому подходу. Его вывод: «Хорошему надо помогать, а плохого –топить», И хирург-грузин (Сергей Газаров), возмущенный сравнением кавказцев с дикарями, приводит в пример выдающихся сынов своего народа: Руставели, Параджанова, Данелию, Пиросмани.

Но, труднее всего, лед тает у таксиста (Сергей Гармаш), страдающего болячками шовинизма и ксенофобии, уверенного в вине мальчика лишь потому, что тот чеченец, что равняется, по его мнению, дикарю и злодею. Ему трагический монолог дается с большим трудом, ибо приходится сознавать причину своей ненависти и недовольства окружающим, в прошлом, в отношениях с сыном, которого он избивал и чуть не довел до самоубийства.

Сам Никита Михалков определяет жанр фильма как психологическая драма. Но социальный фактор тут играет немаловажную роль. Потому что каждый из 12 присяжных – представитель какой-то профессии, какой-то национальности, а значит и класса в обществе и части социума. И получается, что каждый зритель сможет узнать себя в этих персонажах.
Анна Мелкумян
01 окт 2007, 17:24
6 760
2
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Keeper
Keeper
2 октября 2007 09:00
angry Михалков??!! Не нравится он мне... angry Но по рецензии Анны Мелкумян, заинтриговало, заценим...
Киношник
Киношник
2 октября 2007 13:59
"12" - качественное Российское кино - у Михалкова получилось в этом фильме все, что он задумал показать зрителю. Уходишь из кинотеатра под впечатлением, которое обязательно оставляет после себя хорошее кино...
Смотрите также: