Эксцентричный "Ангел" Франсуа Озона
- Это все было сном и все было нереально.
Энджел Деверелл
Энджел Деверелл
Я не смотрела ни одного фильма Франсуа Озона, «Ангел» - первая его работа, которую мне довелось увидеть.
И это кино не вдохновило меня броситься разыскивать ни «Восемь женщин», ни «Время прощания», ни «Бассейн», ни «Под песком», не говоря уже о короткометражках. Наверное, стоит устыдиться, однако смотреть другие его картины после «Ангела» мне не захотелось. Но ведь я даже не претендую на роль профессионального критика, а всего лишь рассказываю о своем впечатлении.
А впечатление унылое. Фильм показался мне невероятно скучным и утомительным, несмотря на все выходки главной героини. Начиналась история как новый сюжет на старую добрую тему Золушки начала двадцатого века – девушка из простой семьи Энджел Деверелл (Ромола Гараи) возомнила себя литературной звездой, томящейся в убогой клетушке над бакалейным магазином, и, презрев школьное образование, а заодно и хорошие манеры, которые еще никому не мешали, принялась строчить дамские романы. Писанина получалась так себе, но на взгляд автора была просто божественна. По странному стечению обстоятельств ее начали издавать, раскупать, благодаря чему девица вскоре перебралась из бедного района в райский особнячок с одноименным названием. И понеслось…
В эйфории от всеобщего обожания Энджел развернулась на полную катушку, заполнила дом безвкусными, но дорогими вещами, взяла себе в мужья бездарного, хоть и симпатичного художника-экспрессиониста Эсми (Майкл Фассбендер), а в экономки – его сестру Нору (Люси Рассел), фанатично преклоняющуюся перед писательским талантом своей хозяйки, а сама постепенно превратилась в собирательный образ героини своих романов – пустого бульварного чтива. Но, как это часто бывает в реальной жизни, которую Энджел с таким упорством отказывалась признавать, популярность ее прошла, Эсми искалечили на войне, он спился и завел на стороне интрижку (или сначала завел интрижку, а потом спился, что, собственно, сути не меняет), после чего поступил единственно правильно на его взгляд - умер. Сам. На золоченом крючке возле камина, оставив Энджел серо-бурого павлина на холсте. Итак, что мы имеем? Мужа нет, детей тоже. Романы никто не покупает. И второго взлета у бывшей звезды Энджел Деверелл уже не предвидится, такая вот она, реальная жизнь.
Акцент всей картины – сама главная героиня, не вызывающая никаких положительных эмоций. Неадекватная, истеричная и совершенно неприятная дамочка, особенно во время своего заката, который ей не удалось выдержать с достоинством, равно как и взлет, сопровождавшийся вычурностью, безвкусицей, крикливой неестественностью во всем, начиная от отношения к людям и заканчивая аляповатыми пышными интерьерами Парадайз-хаус. Энджел не живет ни одного дня, все время играя и переигрывая, наполняя мир вокруг себя выспренними выдумками, звучащими как откровенная ложь. Ее дурной вкус, чрезмерная манерность резко выделяется на фоне окружающих ее обычных людей – издателя Тео (Сэм Нилл) и его жены Гермионы (Шарлота Рэмплинг), верной компаньонки Норы, доброй старой матери (Жаклин Тонг), хлопотливой тетушки Лотти (Жанин Дувитски) и никчемного мужа Эсме.
Франсуа Озон сделал ставку на иронию человеческих взаимоотношений, на неприкрытый гротеск, желая вызвать у зрителя если не любовь к Энджел, то хотя бы сочувствие или каплю понимания. Ни того, ни другого, ни третьего главная героиня у меня не вызвала. Возможно, причиной этому является Ромола Гарай. Я видела предыдущие ее работы в кино, но ни в одной из них она не дотягивала до планки предназначенной ей роли. Почему-то единственное, что Гарай успешно делает на экране, - это создание бледной тени того образа, который на ее месте более талантливая актриса превратила бы в яркий типаж.
Вот и в «Ангеле» Озону, на мой взгляд, стоило либо взять на роль Энджел кого-то другого, либо отпустить вожжи и позволить своей главное героине быть такой, какой она изначально была выписана Элизабет Тэйлор. Может, стервозность приукрасила бы игру Гарай. Иногда в те моменты, когда она орала на своего тихого интеллигентного издателя, мне казалось, что Ромола вот-вот развернется, разыграется, выдаст, наконец, что-то стоящее. Но нет. Себе она не изменила, оправдав ожидания режиссера, однако, явно не украсив собой картину.
Я должна признать, что неестественность и фальшь Ромоле Гарай удается играть весьма достоверно, возможно, благодаря ее природной неестественности в амплуа актрисы, хотя только этим роль ее не ограничивается и одной неестественности мало. Что у нее хорошо получилось, так это оставаться в тени своих партнеров по качеству игры. Это простительно для Амелии в «Ярмарке тщеславия», но никак не для неуемной барышни Деверелл в «Ангеле».
Кто меня восхитил в картине, так это Шарлота Рэмплинг. В ее героине есть то, чему стоило бы поучиться Энджел, – она благородная, сдержанная и очень умная женщина. Она не вмешивается в дела мужа, хотя от нее не ускользает ни бездарность его нагловатой протеже, ни его необъяснимое увлечение ею. Она постоянно раздражает Энджел, и та старается уколоть ее побольнее, но только выставляет себя на посмешище. Шарлота Рэмплинг сыграла все это с поистине королевским достоинством и мастерством. Не зря ее так ценит Франсуа Озон.
Еще один достойный персонаж – это Нора в исполнении Люси Рассел. От слепого обожания, с которым Нора бросается к ногам писательницы, она с годами приходит к глубокой привязанности и понимаю того, что за яркой барочной оболочкой ее кумира нет того, что постоянно подавалось в виде завлекающей суперобложки. Нора лучше, чем кто-либо, лучше, чем мать, чем Эсми, знает, кто перед ней и, тем не менее, любит свою подругу и хозяйку и искреннее переживает за нее. В Норе, как и в Гермионе, благородства и, я бы сказала, внутренней силы и содержания, больше, чем в Энджел со всеми ее шикарными платьями и приемами в честь очередной писульки, которую она накропала, с придыханием вслушиваясь в шелест мишуры собственного голоса.
Если отвлечься, наконец-то от главной героини и актрисы, исполняющей ее роль, и описать положительные моменты «Ангела», это, без сомнения, визуальный ряд и музыкальное сопровождение картины. Озон – молодец. Он мастерски оттенил мир вульгарной писательницы яркими интерьерами, лубочными картинками и комбинированными съемками, нарочито стилизованными под старое кино, что еще больше подчеркивает эфемерность того мира, который создала вокруг себя Энджел. В своей костюмной картине Озон создал именно тот «избыточный колорит», говоря словами Эсми, который должен был характеризовать придуманный мир грез. Жаль, всего этого оказалось мало, чтобы компенсировать откровенно слабую игру Гарай.
Я с удовольствием слушала музыку Филиппа Ромби: воздушная и легкая, она удивительным образом сочетается с зеленью, припорошенной снегом, и прекрасными английскими пейзажами, напоминающими атмосферу произведений Остин и Диккенса одновременно. Гармоничная мелодия парадоксально заставляет забыть о сюжете и поднимает настроение, хотя, по замыслу режиссера, должна бы подчеркивать внутренний мир героини. На мой взгляд, музыка, скорее, контрастирует с Энджел Деверелл, тем самым еще ярче выделяя ее неприглядный образ.
Мне показалось, что Озон, также как и его Энджел, старался заинтересовать, прежде всего, самого себя, но не зрителя. Он попытался придать образу главной героини очарование и непосредственность, а получилась она отталкивающей, скорее, ближе к тому образу, который безжалостно обрисовала в своей книге Элизабет Тейлор. Он хочет вызвать у зрителя сочувствие, но если оно и проявляется, то уж отнюдь не к Энджел.
Вообще, самое сильное и стойкое чувство, которое я испытывала при просмотре, это недоумение. Оно относится и к самой истории, и к мотивам поведения большинства героев, начиная от вроде бы неглупого издателя, взявшегося за Деверелл, и заканчивая верной Норой. А еще, наверное, в русском переводе стоило все-таки интерпретировать название фильма как имя героини, потому что ангельских черт нет ни в самой писательнице, ни в ком-либо еще во всей это истории.
В итоге фильм «Ангел» не оставил после себя ничего. Не тронул ровным счетом ничем. Остается надеяться, что Озон доволен своей работой не меньше, чем Энджел – своими.
ПУБЛИКАЦИИ на ЭТУ ТЕМУ
DVD ПО ТЕМЕ
Ангел - новый фильм Франсуа Озона
Один из самых известных режиссеров Франции Франсуа Озон начал съемки мелодрамы « Ангел ». Экранизация одноименного романа Элизабет Тэйлор. Англия, начало XX века. Очаровательная девушка, обладающая
Российский Ангел радует зрителя
На второй день наступления Нового года, когда, казалось, праздник уже позади, а магия волшебства безвозвратно утеряна еще на целый год, на экраны российских кинотеатров выходит новогодняя лирическая
"Ангел-А" (Angel-A) Люка Бессона
"Ангел-А" (Angel-A) Люка Бессона Жанр: Комедия / Мелодрама Режиссер: Люк Бессон В ролях: Жамель Деббуз, Ри Расмуссен, Мишель Шесно, Соланж Мийо, Лоран Жюмокур, Франк-Оливье Бонне, Аким
Франсуа Озон: «Я отношусь к русской литературе с уважением»
Многие кинокритики объявили картину «В доме» 44-летнего французского режиссера Франсуа Озона его лучшим фильмом. На кинофестивале в Торонто он получил приз от жюри ФИПРЕССИ, в Сан-Себастьяне –
Не говори никому и слушай только себя
Картина Не говори никому предстаёт перед нами цельной, пусть местами и наивной. Клюзе снимает просто и, что называется, со вкусом. Операторские старания, касающиеся съёмки, аля трясущиеся руки,