Элизиум: Гастарбайтеры на Земле
В мире появилось два режиссера, которые стремятся расшатать узкие рамки фантастического жанра и внести в него свежую кровь. Этими режиссерами являются Джозеф Косински и Нил Бломкамп. Интересное совпадение, что их последние фильмы вышли с разницей в несколько месяцев и повествуют об очень похожих историях.
В последнее время стал заметен социальный подтекст в постапокалиптических картинах, а с приходом в кинематограф Нила Бломкампа помимо классового антагонизма появилась тема «иммигрантов», которая прочитывается в киноленте «Район №9», а в «Элизиуме», вообще, становится центральной.
Земля, показанная в фильме, является не просто социальным дном, но местом, где живут потенциальные «нелегалы», способные нарушить безмятежный покой тех, кто живет на космической станции «Элизиум». К чисто марксистской проблеме разделения классов присовокупляется современная проблема миграции населения из неблагополучных бывших колониальных государств в процветающие метрополии. Нил Бломкамп стал первым режиссером, который придал «классовому разделению» актуальную форму нелегальной миграции — до него эта тема была вскользь поднята разве что в фильме «Дитя человеческое» Альфонсо Куарона.
Идея буквального разделения на социальный «верх» и «низ» принадлежит Герберту Уэллсу. В произведении «Машина времени» он рисует общество будущего, которое состоит из тех, кто живет в подземных катакомбах и тех, кто пребывает в вечном благоденствии на поверхности Земли. Эту идею заимствует Фриц Ланг в картине «Метрополис». Так или иначе, эта идея неизменно присутствует во всех знаменитых романах-антиутопиях XX века. Но никто не предполагал, что к тоталитаризму, подавлению свободы личности и «кастовости» общества, может прибавиться еще один феномен — феномен нелегальной иммиграции.
В чем радикальность Нила Бломкампа? Он рисует тоталитарное общество, которое управляется не совершенной властью диктатора-самодура, а капиталом транснациональных (в данном случае — транскосмических) корпораций.
Если, положим, Джордж Оруэлл берет за основу социалистическое общество, возводя его негативные черты в абсолют, то Бломкамп работает с капиталистическим обществом, что для голливудского режиссера является настоящим поступком. То мироустройство, которое изображено в «Элизиуме», может быть названо страшным сном Маркса или капиталистической антиутопией, когда бесправный пролетариат на заводе с нечеловеческими условиями собирает оружие своего же угнетения — роботов. А те, кто живут на «Элизиуме», озабочены тем, чем всегда озабочены толстосумы: как бы сберечь свое тепленькое местечко, которое им досталось благодаря тяжкому труду миллионов рабочих.
Помимо тематики, Нил Бломкамп не боится радикальных сцен: нет ничего более живительного в современном многобюджетном кино, чем кровь. Именно кровавые сцены заставляют вспомнить, что люди «как бы» живые. Нет ничего скучнее, чем наблюдать то, как пули входят в тело, не оставляя следов; или то, как взрывы гранат всего лишь подбрасывают героя вверх. Желание во что бы то ни стало обезопасить зрителя, снизив тем самым планку возрастного барьера — бич всех сегодняшних боевиков. Боевик превратился в фикцию. И то немногое (но крайне впечатляющее), что Нил Бломкамп не побоялся изобразить, стало подобно глотку свежего воздуха. Именно данный факт заставляет сравнить картину с восхитительно шокирующим киберпанковским фильмом японца Шинья Цукамото «Тэцуо, железный человек». Эта эстетика киборгов, сцепление технологии с органикой, также напоминает мокьюментари «Конструктор красного цвета» русского режиссера Андрея И. А в некоторых моментах земного постапокалиптического мира Бломкамп заимствует стиль «Безумного Макса».
Несмотря на некоторую банальность сюжета, что в принципе естественно для голливудского фильма, явные киноштампы не вызывали оторопи. Режиссер постарался этот заезженный трафарет наделить небольшими точками жизни, благодаря которым общая канва стала выглядеть сносно и органично.
Нил Бломкамп — это Ридли Скотт, Пол Верховен и Джеймс Кэмерон в одном лице. Его будущее творчество таит в себе удивительные сюрпризы.