Хорошее зло
Все (надуманные) проблемы новых «Зловещих мертвецов» связаны не столько с конкретным фильмом, сколько с самим жанром. Ужасы давно перестали пугать как заядлых любителей кино, так и просто сторонних людей, случайно попавших на киносеанс. За тридцать лет клише и штампы подобных картин успели стать привычной частью мирового поп-культурного фона. Виноваты в этом отнюдь не «очень страшные» пародии и даже не пресловутая «Хижина в лесу», а износ идей и очевидная примитивность всех известных приёмов.
Конечно, сами по себе натуралистичные сцены всё ещё отвратительны, а «бу-эффекты» с внезапными рожами и резкими звуками пока заставляют нервно вздрагивать. Но нынче к кинематографу (да и ко всей индустрии развлечений в целом) предъявляются всё новые и новые требования. Кажется, современный зритель видел уже всё на свете (ну, или хотя бы когда-то читал об этом в соцсети), но всё равно жаждет новых сюрпризов.
А вещи вроде «Хижины в лесу» наносят дополнительный непоправимый вред сознанию и восприятию — и чем выше художественная ценность таких деконструкций, тем больше ущерб. Хоть ирония над общепринятыми нормами и приёмами и не является серьёзным откровением, она всё равно лишний раз подчёркивает условность, убивающую всю магию кино. И чуть-чуть подкованный в предмете человек сидит со скучающим видом на «Зловещих мертвецах», цинично отмечая классификацию типажей персонажей, угол сюжетных поворотов и прочие детали, про которые вредно думать. Понятно, что вещи стоит оценивать в контексте своего времени. Но если слишком серьёзно следовать такому правилу, то на всём жанре ужасов можно ставить жирный крест (а вдобавок на комедиях, боевиках и непременно – мелодрамах). Интересно, при таком подходе кому-то станет легче жить?.. Вот поэтому способность и желание оценить мастерство исполнения и другие художественные аспекты фильма до сих пор в цене. Это, кстати, и называется «любить кино».
И как раз во всех технических аспектах «Чёрную книгу» сложно в чём-то упрекнуть. Это представитель категории действительно качественных ужастиков, которые благодаря отличной режиссуре и операторской работе выглядят куда дороже своего бюджета. Ещё фильм почти умиляет тем, с каким извращенским удовольствием режиссёр измывается над бедными студентами, застрявшими в лесу – Джигсоу из «Пилы» удавился бы от зависти, наблюдая за креативностью местного злого духа. Ну а нарочито малопримечательные персонажи органично вписываются в простую, но вполне адекватную историю. И, несмотря на незамысловатый сценарий, по ходу дела сложно предсказать последовательность событий и саму развязку.
Что же касается преемственности и отношения к оригинальной классике, то картина во многом действительно похожа на первый фильм Рэйми. Там, напомним, не было какого-то совсем дикого стёба и яростных приколов. Все это отсутствует и в новой ленте (за вычетом нескольких сцен и диалогов в финале, да пары забавных отсылок для знающих фанатов). Но юмор и самоирония здесь, в общем-то, не слишком уместны; они нужны лишь тому пресыщенному зрителю, который кроме «Хижины в лесу» уже ничего не воспринимает.
А «Зловещие мертвецы: Чёрная книга» — серьёзный и просто хороший ужастик. Снятый для тех, кто может хотя бы иногда абстрагироваться от собственного всезнайства.
Конечно, сами по себе натуралистичные сцены всё ещё отвратительны, а «бу-эффекты» с внезапными рожами и резкими звуками пока заставляют нервно вздрагивать. Но нынче к кинематографу (да и ко всей индустрии развлечений в целом) предъявляются всё новые и новые требования. Кажется, современный зритель видел уже всё на свете (ну, или хотя бы когда-то читал об этом в соцсети), но всё равно жаждет новых сюрпризов.
А вещи вроде «Хижины в лесу» наносят дополнительный непоправимый вред сознанию и восприятию — и чем выше художественная ценность таких деконструкций, тем больше ущерб. Хоть ирония над общепринятыми нормами и приёмами и не является серьёзным откровением, она всё равно лишний раз подчёркивает условность, убивающую всю магию кино. И чуть-чуть подкованный в предмете человек сидит со скучающим видом на «Зловещих мертвецах», цинично отмечая классификацию типажей персонажей, угол сюжетных поворотов и прочие детали, про которые вредно думать. Понятно, что вещи стоит оценивать в контексте своего времени. Но если слишком серьёзно следовать такому правилу, то на всём жанре ужасов можно ставить жирный крест (а вдобавок на комедиях, боевиках и непременно – мелодрамах). Интересно, при таком подходе кому-то станет легче жить?.. Вот поэтому способность и желание оценить мастерство исполнения и другие художественные аспекты фильма до сих пор в цене. Это, кстати, и называется «любить кино».
И как раз во всех технических аспектах «Чёрную книгу» сложно в чём-то упрекнуть. Это представитель категории действительно качественных ужастиков, которые благодаря отличной режиссуре и операторской работе выглядят куда дороже своего бюджета. Ещё фильм почти умиляет тем, с каким извращенским удовольствием режиссёр измывается над бедными студентами, застрявшими в лесу – Джигсоу из «Пилы» удавился бы от зависти, наблюдая за креативностью местного злого духа. Ну а нарочито малопримечательные персонажи органично вписываются в простую, но вполне адекватную историю. И, несмотря на незамысловатый сценарий, по ходу дела сложно предсказать последовательность событий и саму развязку.
Что же касается преемственности и отношения к оригинальной классике, то картина во многом действительно похожа на первый фильм Рэйми. Там, напомним, не было какого-то совсем дикого стёба и яростных приколов. Все это отсутствует и в новой ленте (за вычетом нескольких сцен и диалогов в финале, да пары забавных отсылок для знающих фанатов). Но юмор и самоирония здесь, в общем-то, не слишком уместны; они нужны лишь тому пресыщенному зрителю, который кроме «Хижины в лесу» уже ничего не воспринимает.
А «Зловещие мертвецы: Чёрная книга» — серьёзный и просто хороший ужастик. Снятый для тех, кто может хотя бы иногда абстрагироваться от собственного всезнайства.
Настоящее будущее хоррора
В 1981 году группа друзей, по прихоти дебютанта в кино Сэма Рейми, отправилась на уикенд в заброшенную хижину. В живых, как известно, остался только Эш, хотя его трудно назвать адекватным после всех
Зловещий массакр
Почему изначальные «Зловещие мертвецы» при всей своей наивности работали именно как хоррор? Да потому, что Сэму Рэйми больше тридцати лет назад удалось на редкость удачно передать атмосферу и
Премьеры уик-энда: «Мачо и ботан» противостоит хоррорам
Как и подобает в пятницу 13-го, премьеры этого весеннего уик-энда будут мрачными и пугающими. Парад семейных фильмов и кинокомедий сменяют хорроры и триллеры...
30 дней ночи - рецензия
В самом большом штате, в самом северном городе США Барроу, зимой каждый год город погружается во тьму на тридцать дней. Многие в это время года улетают по домам, так что численность населения с
«Зловещие мертвецы» пугать в этот раз будут не по-детски
Бывшая журналистка и стриптизерша, сменив резко направленность своей деятельности, пустилась в мир режиссуры. Сегодня ей как воздух нужна реклама, что очень удобно стало сделать при помощи проекта
Спойлеры обещают отличных «Зловещих мертвецов»
В сети неожиданно казались подробно изложенные сведения о сюжете ремейка «Зловещих мертвецов»...