1 + 1
Когда состоялся анонс фильма «Cirque du Soleil: Сказочный Мир в 3Д», Мавзолей на Красной Площади встретил эту новость прохладным молчанием. Возможно, мумия вождя мирового пролетариата в иной раз и встрепенулась бы, не будь слова товарища Ленина в своё время превратно истолкованы — те самые, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино и цирк». На самом деле, только кино – и потому неслыханное известие о слиянии двух столь приоритетных культурных явлений не удостоилось даже малейшего шебуршания. А вот неведомому автору искажённой цитаты, видимо, действовавшего в интересах цирковной пропаганды, было от чего возликовать. Ведь этот союз обладал потенциалом обернуться чем-то грандиозным, открыть новые горизонты выразительности!
Сами по себе представления цирка дю Солей — это, несомненно, искусство. Причём настолько мощное, что без всяких шуток немудрено уверовать в его основополагающую важность. Сумасбродные акробатические закидоны, изощрённая игра света, эпическая музыка и небывалые декорации складываются в единые художественные образы. Они могут не нести какого-то вразумительного значения, но зато про них можно с полной уверенностью сказать, что они остолбенительно прекрасны.
Почему кино является великим искусством, объяснять, наверное, не нужно. См. громкие взрывы и легкомысленно одетые красивые женщины. Ну, ещё захватывающий синтез режиссуры, сценария, операторской работы, актёрской игры и прочая лабуда. Но, главным образом, взрывы. И женщины.
Казалось бы, беспроигрышная математическая операция: к одной крутой штуке приплюсовываем другую недурную фиговину и получаем совсем первостатейную прибамбасину. Однако суровая реальность цинично подтирается этой оптимистической формулой. Часто причиной неудовлетворительного результата становится криворукая реализация, но не в этом случае. Все составляющие честно перенесены на экран, где они зафиксированы с безукоризненным профессионализмом. Сколько не метай метеориты в его огород, с технической точки зрения «Цирк дю Солей» застрахован от нападок более чем надёжно. Снят он исключительно качественно, а 3Д как обычно позволит детям и наиболее простодушным взрослым заворожено ловить растопыренными руками объёмные объекты. Так в чём проблема?
Как минимум в том, что законы построения хорошего циркового шоу и выдающегося фильма не слишком-то применимы друг к другу. Недостаточно просто перенести каркас одного в среду другого и наивно надеяться, что трансформация пройдёт без потерь. Когда на протяжении полутора часов кино не может предложить ничего, кроме красивой картинки, это быстро утомляет. Глаза могут сколько угодно заплывать в экстатическом блаженстве, но мозг и сердце будут буянить, требуя, чтобы и им дали, чем поживиться. К сожалению, создатели не предусмотрели ни метафорического дефибриллятора, ни кувалды (или чем обычно стимулируют соображалку?) для заботы об этих органах чувств.
Наконец, одно дело лицезреть все эти невероятные чудеса в жизни на осязаемой сцене, и совершенно другое – на экране кинотеатра. Эффект непосредственного присутствия во стократ усиливает восприятие, и никакое 3Д по воздействию с ним состязаться не в состоянии. В цирке это неописуемый восторг, в кино – ещё одна рядовая эскапистская прогулка. Нынешний зритель слишком избалован возможностями современной компьютерной графики. На его глазах каждый месяц новые волшебные миры приветливо расстилают перед ним дорожки, а исполинские монстры позируют со всех сторон, как заправские модели. По-настоящему удивить в таких условиях трудно.
Для тех, кто неровно дышит к цирку дю Солей, вышедший фильм – однозначно ценная возможность рассмотреть в деталях этот феномен. Монтаж, сноровистые ракурсы, чередующиеся крупности планов и замедленная съёмка дают несколько иную перспективу на старые номера. Главное, помнить о том, что она в разы менее выгодна, чем та, что открывается вживую. Всё это не альтернатива представлению, а лишь приятное приложение к нему.