С возвращением!
Стареть с достоинством – это настоящее искусство, доступное далеко не каждому. В конце концов, одно дело время от времени на радость поклонникам трясти стариной в каких-нибудь «Неудержимых» или «РЭДах» и совсем другое – эксплуатировать одно и то же амплуа на протяжении полувека, да ещё и пытаться подсовывать его широкому зрителю. Иногда смешно, конечно, но чаще как-то стыдно и неудобно становится за уважаемого дедушку – чудит старик, да ещё на людях. И ведь не то чтобы пожилые экшен-герои не имели права на жизнь, но надо же хоть немного соответствовать возрастному статусу…
До сих пор голливудским эталоном достойного старения был могучий и несгибаемый Клинт Иствуд, признающий собственный возраст, не теряя при этом ни капли крутости. И кто б мог подумать, что вернувшийся после губернаторского перерыва Арнольд Шварценеггер сделает первый шаг в своей обновлённой кинокарьере (скромные роли в двух частях «Неудержимых» не в счёт) именно по этому пути, а не по маршруту вечно молодящегося Слая.
Шериф Оуэнс в исполнении Арни крайне убедителен: спокоен, уравновешен, мудр, опытен и неизменно крут. И хотя ещё вполне в состоянии лично поставить зло в коленно-локтевую позицию и засадить ему по самые гланды, но всё больше склоняется к организационно-тренерской работе. Виданное ли дело: хотя заявленным главным героем фильма является именно шериф, он отнюдь не стремится украсить собой любимым каждый миллиметр плёнки или расправиться с супостатами в одиночку. В результате в фильме-камбэке одного известного актёра, помимо главного героя, присутствуют не один, не два и даже не три ярких персонажа — более того, им всем дают раскрыться и проявить себя. Тут вам и троица помощников шерифа, совершенно не похожих друг на друга ни внешне, ни по характеру, и стильный жестокий злодей в исполнении Питера Стормаре, любящий бросаться красивыми фразами, и бывший солдат – действующий алкоголик Родриго Санторо, и даже записной скоморох Джонни Ноксвил. И пусть экранного времени на каждого остаётся не так уж и много, но все они успевают запомниться лучше иных главных героев экшенов с Джейсоном С.
Впрочем, хоть персонажи и небезынтересные, это, конечно, не бойцы из «Хищников», каждый из которых был достоин персонального фильма. А вот главному антагонисту вполне по силам было бы вытянуть собственную картину, тем более что и в рамках «Возвращения героя» он заимел себе целую отдельную сюжетную линию (причём на неё приходится львиная доля экшена), которая пересекается с линией шерифа только лишь в самом конце. Да и харизмы наглому засранцу не занимать, так что когда неизбежное финальное противостояние всё-таки случается, зрительские симпатии делятся между противоборствующими сторонами примерно поровну. А ведь это дорогого стоит – заставить аудиторию болеть за кого-то другого, кроме самого Железного Арни (особенно когда он не брит налысо и не покрашен в синий цвет).
Да и в целом сценарий заслуживает доброго слова: простая и незамысловатая история, очень удачно склеенная из двух вестерновских сюжетов («шериф и горожане обороняют свой город от бандитов» и «преступник уходит от погони»), умудряется обойтись без совсем уж откровенных глупостей (по крайней мере, таких, которые не вписывались бы в общую картину происходящего и не объяснялись бы особенностями характеров отдельных героев) и банальностей. При этом большую часть времени стараясь держать суровую мину, кино не забывает временами шутить, скупо (ну, иногда развязно – когда в дело вступает персонаж Ноксвила), но почти всегда удачно. Хотя юмор в фильме встречается и довольно специфический: от откровенной чернухи («Кто отказывается от серебра – получает свинец») до почти изящного абсурда, вроде попытки шерифа заставить эвакуироваться посетителей и персонал городской забегаловки.
Но довольно о сюжете, персонажах и прочих несущественных мелочах, надо, наконец, поговорить и о том, ради чего всё это и затевалось – об экшене. И экшен здесь ни разу не разочаровывает: он резок, стремителен и кровав. Все сцены действия в «Возвращении героя» можно разделить на две категории: безумные заезды на крутых тачках, в плане драйва способные составить конкуренцию любой части «Форсажа», и яростные перестрелки совершенно в духе… ну, практически любого боевика с крутыми перестрелками. И отдельной горой посреди всего этого великолепия возвышается смачный мордобой с применением колюще-режущих, которого в фильме всего на одну сцену, но зато какую!
Конечно, если бы мы хотели придраться к «Возвращению героя», то можно было, например, сказать, что, успешно откатывая обязательную программу и грамотно осваивая опыт предшественников, фильм не демонстрирует в плане экшена ничего нового, свежего или однозначно цепляющего, чтобы можно было говорить о наличие у картины собственного экшен-лица. Вряд ли кто-нибудь через несколько лет, обсуждая новый боевик, скажет собеседнику: «Ух ты, это было прямо как в «Возвращении героя!». Но мы, слава богу, не из придирчивых. По крайней мере, не настолько, чтобы прикапываться к хорошему фильму только из-за того, что он не идеальный.
А в том, что «Возвращение героя» — фильм хороший, сомневаться не приходится. Всё-таки даже постаревший Арни – настоящий экшен-герой, а не просто какой-то там старый возращенец.