Тауэр, Эйфелева башня, Припять...
Трое молодых американцев путешествуют по Европе, коллекционируют видовые открытки и снимают свои дорожные впечатления на видео, планируя встретиться в Киеве с братом одного из героев. Финальной точкой путешествия заявлена Москва, но, как обычно бывает в таких случаях, планы резко меняются. Наутро после посещения ночного клуба у Пола (Джонатан Садовски), того самого брата, рождается идея поехать в Припять со знакомым гидом Юрием (Дмитрий Дьяченко). Натали (Оливия Дадли) и Аманда (Девин Келли) не возражают, Крис (Джесси МакКартни) изначально противится, но в итоге поддается общему настроению. В офисе Юрия к экскурсии присоединяются австралиец Майкл (Натан Филлипс) и норвежка Зои (Ингрид Болсай Бердал). Как следствие, они всемером едут через зону отчуждения в Припять, чтобы остаться там на ночь. Их машина ломается, Юрий куда-то пропадает, а до выхода из зоны – километров двадцать неведомого…
Главная проблема «Запретной зоны» в том, что все сюжетные ходы – предсказуемы, а смотреть его абсолютно не страшно. Кому нужен нестрашный фильм ужасов – отдельный вопрос. Какой-то особой интриги нет — разгадывать, что же и кто же в действительности убивает героев одного за другим абсолютно неинтересно. Некоторые сцены откровенно смешны в своей брутальной прямолинейности — так, в одном эпизоде на героев из коридора пятого этажа выбегает медведь. Снято все в трешевом, соответствующем бредовости ситуации стиле. Остальные, предполагающие саспенс сцены такие же: побег от собак, падение в реку, погони, преследования — все невнятно до скуки. Можно отдельно говорить про персонажей: ни один из них не вызывает сочувствия и единственное, чего ждешь, — их скорейшей смерти. Ха-ха, кто-то украл Натали, австралиец упал в воду, кого-то укусили за ногу, съешьте его уже!
Лишь при достаточном умении абстрагироваться, можно избавить себя от ощущения сонливости. Единственное, что хоть как-то скрашивает картину — достоверность декораций. Каждая локация, претендует на подлинность — Киев выглядит Киевом, а Припять вполне соответствует своим фотографиям на wikipedia, что, в общем, уже достижение. Зона отчуждения достойна лучшей оды, например, в манере «Сталкера» Тарковского с его зловещей красотой и притягательной опасностью или, в крайнем случае, в стиле одноименной игры, на которую, «Запретная Зона» очень хочет быть похожей. Но в «S.T.A.L.K.E.R.», кроме визуальных красот, хотя бы был сюжет. Здесь же чувствуется абсолютная беспомощность создателей в области сценарной логики. Оператор работает в своем особом режиме — камера постоянно трясется, и все погони сняты так, будто он сам один из участников этого смертельного забега. Таким образом, авторы намекают на жанр mocumentary, для чего время от времени появляются видеовставки, которые, вроде как, сняты самими персонажами на любительскую мыльницу.
Ну да, продюсер — Орен Пели, создатель «Паранормального явления», и оригинальное название: «Дневники Чернобыля» («Chernobyl Diaries») - это беззастенчивое заигрывание с псевдодокументалистикой. Видимо, в этой двойственной природе фильма и заключается причина его неудачи. «Запретная зона» хочет быть красивой, хочет быть как игра, хочет служить туристическим гидом: вот знаменитое колесо обозрения в парке, вот карусель с машинками, четвертый энергоблок, постовые на КПП, общежитие, куклы с оторванными руками, есть даже ребенок-мутант как в «Сталкере» (игре). Неслучайно фильм начинается с перечисления открыточных видов Европы в youtube-стиле — этот ряд можно и нужно дополнить Припятью. Она такая же достопримечательность Европы, как Лондонский Тауэр, Эйфелева башня или Квартал Красных Фонарей в Амстердаме, только со знаком минус, как печальные музей человеческой деятельности Аушвиц или Хиросима. Но только причем тут фильм ужасов, это уже совсем другой вопрос.