Бэггинс: Начало
Первая и долгожданная часть будущей эпической трилогии Питера Джексона
Усилиями "всюду сующего свой нос" волшебника Гэндальфа хоббит из Шира Бильбо Бэггинс оказывается втянутым в авантюру и отправляется в путешествие вместе с небольшим отрядом гномов ("13 не самых лучших и не самых умных"), цель которых — вернуть свои сокровища и свою родину, которые были захвачены драконом Смогом. А меж тем в Средиземье возвращается зло...
"Любая хорошая история заслуживает того, чтобы ее приукрасили", — говорит Гэндальф Серый (Иэн МакКеллен) хоббиту Бильбо (Мартин Фриман) перед тем, как тому приходится вылезти из своего уютного кожаного кресла в Бэг-Энде и отправиться в свое Нежданное Путешествие. Эта фраза, ударно завершающая байку о предке Бильбо, Старом Туке, который якобы снес голову гоблину и попутно изобрел гольф, отнюдь не случайна. "Хоббит" — хорошая история, а украшательства и преувеличения, нравится это кому-то или нет, — неотъемлемая часть экранизации Питера Джексона, Фрэн Уолш, Филиппы Бойенс и Гильермо дель Торо. Это заметно и в структуре самого повествования ("Нежданное путешествие" теперь не первая часть из двух, а начало трилогии), и на экране: события, происходившие в солнечном Средиземье за 60 лет до "Властелина колец", снимались в цифре с частотой кадров вдвое выше той, что использовалась в предшествующей саге о нелегкой осени сказочного королевства.
В связи с этим немедленно возникает опасение, что "Хоббит" от Джексона и компании в отличие от "Властелина колец", для которого необъятный эпос в жанре исторического фэнтези пришлось сокращать, окажется болезненно раздутой версией тоненькой книжки из разряда сказок, что читают детям на ночь. Команда Джексона выходит далеко за рамки сюжетной линии оригинала, который, несмотря на то, что действие в нем развивается быстрее, чем во "Властелине...", изобилует деталями и всяческими случайностями. Создатели фильма охватывают всю вселенную Толкиена, в открытую трактуя "Хоббита" как приквел, недоброе предзнаменование будущего явления Саурона Обманщика Средиземью.
И все же вставки, подобные той, в которой волшебник-натуралист Радагаст Карий (Сильвестер МакКой) с вымазанной птичьим пометом физиономией и выпученными глазами отправляется к развалинам жутковатой крепости в санях, запряженных кроликами, не имеют прямого отношения к основному сюжету. За исключением эпизода, в котором Гэндальф высказывает скептически настроенному Саруману (Кристофер Ли) свои опасения по поводу того, что присвоивший золотовалютные запасы гномов дракон Смог может быть использован "врагом" в качестве огнедышащего оружия массового поражения, сюжетные линии, касающиеся Белого Совета, Некроманта и вышеупомянутой крепости Дол-Гулдур (все они тесно связаны с функцией "Хоббита" как приквела), пока еще мало согласуются с относительно скромным приключением Бильбо. Хотя хоббит и находит Кольцо Всевластья, но то, что оно имеет отношение к Саурону, на данный конкретный момент известно только нам да оркестру под управлением Говарда Шора (в особенности его струнной группе).
И все же путешествие, конечной целью которого, как обычно, является гора — на сей раз Одинокая, а не Роковая, — снято с умом. Действие развивается быстро, в сюжет вводится главный противник Азог (Ману Беннетт), альбинос и вождь орков, о котором в книге упоминается только вскользь. Здесь же он с самого начала охотится на "гномью мразь", и это придает квесту неистовую ярость фильмов о погонях. Коронные сцены книги были вдумчиво переработаны, так что не ждите, что сцена с троллями будет в точности такой же, как у Толкиена. Добавлены и новые эпизоды, например, стычка со скачущими верхом на варгах орками на границе Ривенделла. Диверсия в городе гоблинов снята в чисто джексоновском стиле. Впрочем, подобные сцены не столь важны, как в трилогии о Кольце или в "Кинг-Конге". Приятно видеть, что у Гэндальфа случаются большие проблемы, но все же это не Мория. Кроме того, хотя фильм идет почти три часа, время от времени возникает ощущение, что Джексон торопит события. Это подтверждается и тем, что, несмотря на тщательную проработку характеров, образы большинства гномов так и остаются несколько аморфными. Какое-то особое внимание уделяется разве что Торину (впечатляющая роль Ричарда Армитэджа), Балину (Кен Стотт), Бофуру (Джеймс Несбит) и Фили/Кили (Дин О'Горман/Эйден Тернер).
И все же благодаря прологу, представленному Иэном Холмом, у нас нет никаких сомнений относительно важности их миссии. Это не просто охота за сокровищами, это отчаянная попытка вернуть родину народу, который вот уже целое поколение живет в изгнании. Есть особая прелесть в том, что книга Толкиена, в начале повествующая, казалось бы, о вещах мелких и даже тривиальных (Бильбо, этот взломщик поневоле, неохотно отправляется в полное опасностей путешествие), затем поднимается до описания событий огромного масштаба, таких, как решающая битва пяти армий. Но, как это вообще характерно для джексоновской интерпретации Средиземья, мы быстро понимаем место Торина в обширной передаваемой из уст в уста истории этого мира: в чем-то он Арагорн, в чем-то Боромир. Это становится ясным не только из пролога, в котором мы видим Эребор в зените славы и его разрушение Смогом, злобной помесью ящера и летучей мыши (здесь он показан мельком); в фильме имеется еще и впечатляющий флэшбэк доставшегося тяжелой ценой и продлившегося очень недолго триумфа Торина в битве с Азогом на горных склонах у входа в Морию.
Главный вопрос книги заключается в следующем: почему же все-таки Бильбо, простой обыватель и ценитель простых радостей жизни, согласился подвергнуть себя подобным опасностям? И почему он не бросил эту затею, когда приключение стало по-настоящему экстремальным? Этот же вопрос поднимается и в фильме; более того, именно он положен в основу сюжета "Нежданного путешествия". "Хоббит: Эпизод I" — это история того, как Бильбо начинает считать это приключение своей миссией, как он приходит к пониманию собственных мотивов. Ответ, который команда Джексона дает в своем мастерском, филигранном сценарии, прост до элегантности: хоббит, который хочет лишь одного — снова очутиться в родной норе, внезапно понимает, что его долг — помочь гномам вернуться в свои дома.
Мартин Фриман безупречно воплощает эту идею в жизнь: выбор актера на роль старомодного полурослика оказался идеально точным. В хрониках Толкиена нет ни одного персонажа, который хотя бы отдаленно напоминал Бильбо. Хотя многие могут с этим не согласиться, но это самый сильный герой саги: простой, порядочный и благопристойный, хоть и несколько консервативный малый, черпающий свою изобретательность из глубокого колодца собственной внутренней силы. Его не раздирают внутренние проблемы, как Фродо, он не безответен, как Сэмуайз, и не комичен, как Мерри и/или Пиппин. "Я не герой и не воин", — утверждает Бильбо. Он — это мы, и Фриман демонстрирует это в совершенстве, без гримас и подмигивания. Его Бильбо воспринимает собственные неприятности вполне серьезно, и хотя "Нежданное путешествие" — это на данный момент самый веселый (а временами — самый нелепый или самый смешной, но уж точно самый детский) из всех фильмов о Средиземье, в эмоциональном отношении именно Фриман является его главной фигурой.
Самая впечатляющая сцена фильма — это игра в загадки в темноте. Здесь на какое-то время вновь появляется Голлум Энди Серкиса, еще один из самых сильных персонажей саги (хотя многие опять же с этим не согласятся). Снова видеть мастера motion capture Серкиса в этой роли и наблюдать за тем, как гениально воссоздан этот знаменитый эпизод через призму раздвоения личности Смеагола/Голлума — это радость и наслаждение, и все же вершина и поворотный момент всего повествования — это эпизод, в котором невидимый Бильбо, стоя над Голлумом и приставив ему меч к горлу, дарит тому жизнь. Джексон держит в кадре лицо Фримана, и это не просто Тим из "Офиса" и не доктор Ватсон с заостренными ушами. Это актер на пике своего мастерства, раскрывающий каждую мельчайшую черточку характера персонажа, сыграть которого, как сейчас кажется, ему было предназначено судьбой.
И, наконец, что сказать об очередном украшательстве — историческом визуальном ряде фильма? 48 кадров в секунду — это, как говорится, что-то с чем-то. И понимайте это, как вам угодно: с одной стороны, четкость деталей почти подавляет, будь то шов на шляпе Гэндальфа или покрытый струпьями нарост, свисающий с безобразно раздутой морды Верховного Гоблина (Барри Хамфриз). Однако с другой стороны отсутствие зернистости и размытости при движении странным образом делает фильм менее эпичным — все воспринимается настолько непосредственно и даже интимно, что дистанция между зрительным залом и экраном практически исчезает. Вследствие этого экшн может показаться вам еще более волнующим — или наоборот, зрелищность снизится, поскольку вполне естественная зависимость фильма от декораций предстанет в менее лестном свете. Помните об этом, когда будете решать, нужны ли вам эти дополнительные впечатления.
Хотя отчасти речь в фильме идет о скрытой (в буквальном смысле слова) угрозе, но, к счастью, на "Эпизод I: Скрытую угрозу" он совершенно не похож. "Хоббит" легче, чем "Братство Кольца" и его продолжения, его герои выглядят моложе, но при этом он не разочарует фанатов "Властелина...". Бильбо в исполнении Мартина Фримана настолько хорош, что будущая трилогия вполне может стать в один ряд с уже существующей. Настоящее сокровище.