«Я хочу в Америку»
Пол Гринграсс, сам того не ведая, нарисовал дистопическую фреску, взяв за основу для сюжета известный случай нападения группы сомалийских оборванцев на грандиозное плавучее сооружение, являющееся, между прочим, итогом научного прогресса, по пути которого европейские народы вот уже несколько сот лет неукоснительно движутся — в отличие от их южных собратьев по человеческой расе, привыкшие вот уже тысячелетия существовать в пределах родо-племенных отношений, никуда особо не двигаясь.
Трейлер, предназначенный для того, чтобы заинтересовать потенциального зрителя и в сжатом виде показать, что его будет ожидать в кинотеатре, малость обманул и ввел в заблуждение. Короткий диалог между капитаном и лидером пиратов, означенный в трейлере следующим образом — «— Зачем похищать людей, ведь можно зарабатывать как-то иначе? — Может, в Америке, может, в Америке…» — как бы обещал, что в картине будут подниматься пресловутые темы толерантности и бедственного положения жителей бывших колониальных государств, что, естественно, должен был свести триллер к попытке оправдания вынужденных выживать за счет разбоя африканцев. Такое развитие событий в фильме мне показалось наиболее достоверным, учитывая любовь голливудских гуманистов к псевдопокаянию. Но каково было мое удивление, когда я осознал, что этот диалог между культуртрегером и варваром, не имеет драматургического смысла и существует в ленте скорее в качестве программных слов о доле «нецивилизованного» человечества. Если «Элизиум» Нила Бломкампа представляет из себя, как теперь уже стало понятно, безопасный марксизм для приятного времяпрепровождения, то «Капитан Филлипс» становится «объективным» (если угодно, настоящим) выражением восприятия американо-европейского мира проблемы столкновения цивилизаций.
Между прочим, в картине Бломкампа угнетаемые поступают так же, как это делают сомалийские пираты, а именно пытаются прикоснуться к несправедливо оторванной от них «цивилизации», чтобы облегчить свою участь — и это «прикосновение» вызывает у зрителя безусловное сопереживание, хотя герой Мэтта Деймона еще та грязная голодная шваль да еще и почище самого Мусэ, главаря банды из «Капитана». Так почему же герои «Элизиума» — аборигены, варвары, иммигранты, террористы (одним словом, все то, что наиболее всего пугает западную цивилизацию) — борются за светлые идеалы честного общества, а те же самые аборигены «Капитана Филлипса» являются сбродом умалишенных грабителей, которые настолько безнадежны, что практически разыгрывают сюжет басни Крылова «Свинья под дубом», пытаясь ограбить корабль, который им же и везет гуманитарный груз?
«Элизиум: Рай не на Земле» на фоне «Капитана» становится доброй сказкой о Прометее, созданной специально для сытого «цивилизованного зрителя» так, чтобы не отбить у него здорового аппетита. Сам же «Капитан» недвусмысленно и даже очень прямолинейно говорит, в каком случае сомалиец может попасть в Америку. Пол Гринграсс делает антигероя Мусэ мечтающим попасть в Америку — ирония или даже сарказм, достойный рассказа Уильяма Джекобса «Обезьянья лапка», заключается в том, что, как вы уже поняли, мечта в итоге осуществляется и пират попадает на «землю обетованную», но только в качестве заключенного. Сами того не подозревая, создатели открыто заявляют, каким образом сомалиец может попасть в Америку. Не думаю, что режиссер хотел вложить такой смысл в свою картину, но, тем не менее, он очень хорошо прочитывается. Еще одна ирония, но уже в огород «просветителей», заключается в том, что для бедного во всех смыслах этого слова сомалийца самая свободная страна в мире суживается до размеров одиночной камеры, в которой он будет жить следующие 32 года своей жизни.
И самая главная и обезоруживающая мысль, которая может придти после киносеанса заключается в том, что это — не фантастика, как можно было бы предположить, посмотрев «Элизиум», это — наша реальность, в которой мы живем, и мы отнюдь не являемся благородными «пролетариями», мы те самые угнетатели, живущие на Элизиуме.