«Судная ночь 2» - угар по кино из 90-ых
Ставшая для Америки традиционной Судная ночь, двенадцать часов, во время которых не действуют законы, а государственные службы не оказывают гражданам никакой помощи, должна решать многие проблемы. Судная ночь – способ выплеска негативной энергии, возможность выместить злобу, удовлетворение потребности выпустить внутреннего зверя. Таков был план. Но на деле ночь становится ареной мести, охотничьими угодьями, поводом для жестоких игр и удовлетворения самых низменных потребностей, где сильный пожирает слабого и бедного. Готовящаяся к разводу семейная пара, официантка с дочерью-подростком и живущий ожиданием возмездия таинственный незнакомец оказываются на улице, объятой огнем Судной ночи.
Первый и второй фильмы связал всего один актер, да и тот в сиквеле появляется лишь для того, чтобы сказать: «Я из тех, кому не нравится “Судная ночь”!» Кавычки расставляйте по своему усмотрению.
Продюсер Джейсон Блум – мастер делать деньги на низкобюджетных триллерах и хоррорах, он стоял у истоков «Паранормального явления», погрузил зрителей в «Астрал», вызвал зло «Синистера» и оживил «Окулус». «Судная ночь», увидевшая свет в 2012 году, – типичный представитель «дома Блума»: несколько заметных актеров, играющих за еду (два года назад это были Итан Хоук и Лена Хиди), копеечный бюджет (первый фильм стоил всего 3 миллиона) и бодрая идея, способная увлечь зрителей. Прокатные сборы, тридцать раз покрывшие производственные расходы, не оставили возможности для отступления, сиквел был неминуем. Задача, с одной стороны, вторичная, а с другой – ответственная.
Что же получилось из продолжения?
Возвращение в сиквел сценариста и постановщика первого фильма Джеймса ДеМонако кажется решением удачным – никто не знает придуманный им мир так же досконально, никто не был погружен в него больше. Однако, кажется, автор рассказал два года назад все, что хотел и мог, о своем отношении к насилию и будущему общества потребления. Выход на второй раунд потребовал от ДеМонако либо рассказать первую историю еще раз, либо сочинить что-то новое. Автор выбрал второе, но сочинительство на заказ – не самый лучший стимул для творчества.
Почти весь фильм снят на обычных улицах Лос-Анджелеса, потому что автору хотелось, чтобы зрители прочувствовали неприветливость города. Декорации были сооружены лишь для съемок сцен в охотничьем клубе
В отличие от первой компактной, запертой в четырех стенах истории, вторая желает взять масштабом: действие перекинулось на улицы, в сюжет вовлечено множество второстепенных персонажей, вместо укромных уголков – открытые пространства, вместо игрушечной машинки – огромные грузовики с пулеметами, вместо семьи, держащейся друг за друга, – компания незнакомцев, хватающаяся за спасение. Последнее выглядит наиболее спорным.
Конечно, инстинкт выживания заставляет прятаться за спину сильного, но герои слишком уж часто становятся жертвами банальной неусидчивости. Семья – менее неуправляемая группа, ее сплоченность и компактность придавали больше драматизма происходящему. Здесь же зритель инстинктивно начинает гадать едва ли не с первых кадров, в каком порядке герои умрут.
С героями в этот раз тоже не все радостно. Первый фильм был интересен каждым появляющимся в кадре персонажем, каждый имел свои узнаваемые и понятные черты, каждый выделялся характером. Второй фильм удовольствие выделиться предоставляет только Фрэнку Грилло, остальные герои, как положительные, так и отрицательные, сливаются в единое целое, как на стремительной карусели.
Зато персонаж Грилло является настоящим подарком поклонникам олдскульных боевиков – это такой сборный образ всех героев Брюса Уиллиса, Сильвестра Сталлоне и Жан-Клода Ван Дамма в одном лице, «Неудержимый 4» в театре одного актера. Черный бронированный автомобиль, жажда мести, мрачный прикид, обилие оружия – фильмы прошлого, которые у нас ассоциируются с такими картинками, можно называть десятками.
Но авторы этого нисколько не стесняются. Похож Грилло на Кобру? Да мы же так и задумывали! И, конечно, супергерой постоянно идет на суперподвиги, кто бы сомневался. Только вот фильм от этого превращается в стандартный боевик, в то время как первый фильм имел второе дно.
Как социальная драма или исследование природы насилия «Судная ночь 2» существенно проигрывает своему предшественнику, сначала просто прячась от любых психологических проблем за ходульными поворотами сюжета, а затем максимально сужая горизонт вопросов. Возможно ли милосердие в современном мире?
Только ли насилием можно остановить насилие? Какова плата за вседозволенность? Когда разрыв между богатыми и бедными приведет к подобным охотам на улицах мира? А может, уже привел?
Кажется, во втором фильме автор либо не хочет говорить об этом, либо отшучивается. Всерьез воспринимать сцену появления противников идеи контролируемого насилия и Судной ночи, которые в фарш крошат злодеев, не получается при всем желании. Второй фильм практически не цепляет извилины, предлагая взамен пиршество погонь и перестрелок. Получается, если «Судная ночь» пыталась предостеречь обывателя от подобных игр в пулялки, то сиквел к этому подталкивает.
Променявшая психологию, компактность и напряженность триллера на угар, масштабность и размах боевика «Судная ночь 2» привлекает новых ностальгирующих по кино 90-х зрителей, но теряет изюминку сарказма и тревоги за будущее.
«Судная ночь 2», с 31 июля в кино.
Судная ночь 2 трейлер