Создать акаунт
Культура и кино России » Рецензии на фильмы » Волкодав из рода Серых Псов

Волкодав из рода Серых Псов

Волкодав из рода Серых Псов
Волкодав
Я должен был жизнь на добро и любовь положить,
А я предпочел разменять на отмщенье врагам.
М.Семенова. Волкодав

Ищи волка там, где его жертва.
Тилорн
Фильм Н.Лебедева


Основной причиной, побудившей меня написать рецензию на фильм «Волкодав», явилось поразительное обилие грязи, вылитой на фильм, режиссера и актеров до и после премьеры, а также неутихающие стенания поклонников многокнижья Семеновой о том, что шедевр славянской литературной фэнтези загублен напрочь.

Товарищи, какая восхитительная чушь! Да закидайте меня хоть всеми пустыми стаканчиками от попкорна, съеденного на сеансах «Волкодава», но даже после этого я буду утверждать, что фильм этот достойный, мало того, фильм замечательный и в чем-то даже превосходит книгу. (Явственно слышу это негодующее «АХ», произнесенное с трагическим грудным придыханием по поводу моих кощунственных мыслей.)

Помнится, прочитав Лукьяненко на одном дыхании, я пошла в кинотеатр на распиаренный «Ночной дозор» в самом радужном настроении, а вышла оттуда в глубоком шоке и негодовании. «Волкодава» Марии Семеновой я прочитала сразу после его выхода в свет, читала с удовольствием, но в конце книги обнаружилось, что как такового, конца у нее нет, а это всегда дико раздражает, потому что все лазейки и заделы авторов на будущие гонорары за бесконечные продолжения коммерчески успешных первых изданий шиты белыми нитками и сразу бросаются в глаза. По этой причине продолжения «Волкодава» покупать и читать я принципиально не стала, а в кино пошла из чистого любопытства, узнать, что еще ребята наворотят и куда вообще катится этот мир. На первый взгляд это может показаться странным, но у фильма вышло то, что не получилось в свое время у книги: история, которую Николай Лебедев скроил на свой лад из произведения Семеновой, меня глубоко зацепила. Этим и ограничусь в сравнениях с книгой, так как бесконечно сталкивать эти две, совершенно разные, самостоятельные вещи смысла нет никакого и говорить я буду только о фильме.

Сюжет

Маленький мальчик из небольшого славянского поселения в одночасье теряет все: родителей, сородичей, детство и свободу. На его деревню напали воины, каждый из которых носил изображение черного волка, вырезали всех жителей, а его бросили в гнилые рудники на медленную гибель. Но жажда мести помогает ему не сойти с ума, выжить и вновь увидеть солнечный свет. Сопровождаемый единственным близким ему на земле существом – занятным крылатым зверьком по имени Нелетучий Мыш (камбоджийские летучие лисицы), Волкодав (Александр Бухаров) отправляется на поиски того, кто обрек его называться Последним из рода Серых Псов. Он находит и убивает Людоеда (Александр Домогаров), который в числе прочих расправился с его родными, однако на его руке нет знака черного волка, значит, путь мести еще не пройден и Волкодаву предстоит идти дальше, но уже не одному, а со спасенными им из замка Людоеда рабыней Ниилит (Евгения Свиридова) и слепым лекарем Тилорном (Андрей Руденский).



Вместе они попадают в Галирад – город, покрытый заклятьем вечного холода, где, опять же благодаря Волкодаву, к ним присоединяется начитанный, добрый, но в целом совершенно бесполезный юноша Эврих (Артем Семакин). Тем временем, чтобы спасти город, его правитель отдает свою дочь, юную кнесинку Елень (Оксана Акиньшина), в жены далекому воину Винитару (Анатолий Белый), обещавшему Галираду защиту и покровительство.



Волкодав становится охранником Елени и, на время расставшись с обретенными друзьями, сопровождает ее в пути, который ведет кнесинку к не знакомому ей и нелюбимому жениху, а самого Волкодава – к заклятому врагу Жадобе (таинственный герой), ведь это именно он привел убийц в его родное поселение много лет назад.
И начинается путешествие длиною почти во весь фильм. Каждый из них, кнесинка и Волкодав, несет свою тайну, но путь долог и его испытания раскрывают секреты, обнажают человеческие души и меняют самих людей.

О фильме

Фильм, как классический образец исторического фэнтези, получился очень ярким и красочным. Он запоминается изумительной чистотой природы, тщательно продуманными декорациями, древнеславянскими костюмами, приковывающим взгляд оружием; он уникален своим настроением и непохожестью на другие отечественные киноработы, созданные в последнее время.

Несмотря на соответствие канонам жанра и простоту сюжета, «Волкодав» отнюдь не пустой и плоский пересказ истории о перемещении группы героев из точки А в точку Б; в нем есть глубокая вера в добро, есть необычайно светлая душа - ее нужно просто почувствовать и тогда фильм открывается иной своей гранью и хочется смотреть его снова, любоваться главным героем и сопереживать ему. Это рассказ о мести, которая становится смыслом жизни человека и не дает вздохнуть полной грудью, давит камнем даже после отмщения. Это история о любви, затаенной, безысходной, на которую он не мог даже надеяться, на которую не имел права. Это повествование о верности и предательстве, о чести и подлости, о жестокости и самоотверженности. Обо всем, что есть и сечас в нашей жизни, но мы уже как-то привыкли не отличать хорошее от дурного, не верить в силу добра, а Николай Лебедев создал об этом удивительную сказку для взрослых, каких давно не было слышно, близкую нам на генетическом уровне славянскую сказку.



Режиссера ругали за отсутствие юмора в картине. Ну это уж совсем глупые нападки не по адресу. «Волкодав» - не стеб типа «Истории рыцаря» и не разудалые приключения вроде «Стрел Робин Гуда». Мне кажется, юмор, каким он видится охочим до него зрителям, для этой истории не уместен. И единственный эпизод со старой кормилицей кнесинки, грозящей пальцем Волкодаву у шатра, - это максимум, что мог позволить себе режиссер в рамках такого повествования, смотреть которое с веселыми смешками было бы просто неправильным. Эпизод с харюками лично меня раздражал и поэтому смешным вовсе не показался, но народ в зале веселился от души. С чего бы?

Что касается костюмов и образов героев, то простота и четкость линий многослойных славянских одежд из натуральных тканей получились у художника замечательно, а вот парики действительно бьют в глаза своей неестественностью. Может, все-таки стоило Лучезару, Эвриху, Винитару и Людоеду нарастить волосы, как это сделали с Волкодавом-Бухаровым?

Не могу не порадоваться спецэффектам и компьютерной графике. Она не выпячивалась, как в тех же дозорах, но весьма органично сливалась с природой и декорациями, гармонировала с самими героями и их действиями. Один нарисованный Мыш чего стоит. Спасибо ребятам из "Dr.PICTURE Studios" под руководством Владимира Лещинского. Могут ведь, если захотят! Однако умышленно не говорю ничего о Моране с каменнолобой совой (если ЭТО, конечно, была сова) – об этом разочаровании ниже. То ли супервайзеры устали к концу ленты, то ли денег не хватило, то ли времени.

Не обошлось, конечно, без минусов. На мой взгляд, пару-тройку эпизодов из «Волкодава» можно вполне безболезненно убрать, от этого бы он только выиграл. Например, не совсем понятно, зачем нужно было включать в повествование харюков - только ради того, чтобы присоединить к каравану кнесинки лекарку (Татьяна Лютаева) с ребенком? Лучше бы ее по-простому нашли где-нибудь под кустом, привязанную к пеньку. Время бы сократили и канвы не нарушили (спела бы она свою тягучую легенду о Волкодаве все равно).

Единственное, о чем можно пожалеть из того, что не перешло из книги в фильм – это напевные стихи Семеновой (вернулась-таки к книге). Может, в продолжении стихи найдут свое место, хотя бы в качестве песни. Кто знает, может, зря отказались от первоначальной идеи, чтобы Волкодав в фильме спел балладу, хотя мне очень понравился саундтрек «На пороге неба», исполненный группой «Алиса». И клип на площади Галирада снят так, словно вырезан из фильма целиком. Словом, вписывается в тему, но все-таки стихи Семеновой могли бы украсить картину и в музыкальном плане.

Об актерах

Главной находкой, главным украшением и, собственно, главным героем фильма является Волкодав в исполнении Александра Бухарова – актера театра А. Джигарханяна. За него нужно благодарить, в первую очередь, Лебедева – если бы не принципиальная позиция режиссера относительного этого практически новичка в кино, любоваться бы нам каким-нибудь Хабенским, Меньшиковым или, упаси Бог, Безруковым, натужно размахивающим мечом. Я считаю, что во многом именно благодаря Бухарову фильм состоялся. Актер создал своего героя таким, каким он и должен быть: закрытым, сильным, суровым воином-одиночкой, одержимым единственным желанием отомстить врагу, истребившему его род. Герой проходит долгую дорогу не только от рудников до скалистого обрыва Мораны, но и сложный путь души от ожесточения до любви, и Бухаров не сыграл его, а буквально прожил его жизнь: трагически, яростно, убедительно; не отработал, а прочувствовал, стал славянским воином, надежным, былинным, с отзывчивым сердцем, любящим, но благородным и покорным чувству долга. Волкодав всю боль свою держит внутри, но она отражается в его глазах. Достаточно вспомнить сцену в лесу после нападения Жадобы, когда Волкодав понимает, что не сберег кнесинку и ее тело лежит под окровавленным плащом. Вот это Бухаров показал, да еще как!
Внешне он очень напоминает русоволосых героев фильмов Роу: «Кащей Бессмертный», «Морозко», «Финист - ясный сокол», и тем самым воскрешает детские, давно позабытые представления о могучих русских богатырях, о настоящих героях, образы которых в последнее время померкли перед засилием бригад, бумеров, дозоров и прочего проплаченного кинобарахла.



Просто сказать, что Бухаров справился со своей ролью - это все равно как заявить, что Васнецов недурно набросал «Трех богатырей». Фильм показал, что он - талантливый и вдумчивый актер, способный отдавать роли всего себя, перевоплощаться совершенно невероятным образом; надеюсь, его ждет яркое, не только театральное, но и кинематографическое будущее.

Я не видела других работ Оксаны Акиньшиной, но, на мой взгляд, роль кнесинки просто не для нее. Играет Оксана эмоционально и в целом неплохо, но при взгляде на нее чувствуется какой-то внутренний разлад: вроде бы знаешь, что это кнесинка - мудрая не по годам дочь правителя, для которой долг перед народом и кнесом превыше всего, но видишь девчонку-подростка из простолюдинов Галирада, пусть и обряженную в изумительный по красоте свадебный наряд, сшитый из нескольких тысяч деталей. Это мешает воспринимать Акиньшину в предоставленном ей продюсерами образе. Кнесинка Елень должна выглядеть более значимой, более славянской что ли. Плавно двигаться, носить тяжеленную косу. Парик на Акиньшину не надели (может, и к лучшему), но и с ним, и без него кнесинка из нее такая же, как и из молодого в сущности актера Андрея Руденского – умудренный годами и испещренный морщинами старец Тилорн.



Несмотря на это, должна с удивлением признать, что Акиньшина с Бухаровым – на редкость слаженная, органичная пара: черты лица и хрупкое сложение Акиньшиной, не совсем подходящие типичной славянской девушке, подчеркивают ее слабость и беззащитность рядом с высоким, широкоплечим и мужественным Волкодавом. Нет, пожалуй, пусть ее, будет кнесинкой. Ради этой неожиданной и необходимой фильму гармонии.

Самый очаровательный герой картины – это, вне всякого сомнения, маленький Нелетучий Мыш, который на самом деле, не такой уж и мыш, и не такой уж нелетучий. Я еще не встречала отрицательных отзывов об этом милом зверьке. Неразлучный спутник Волкодава не только символизирует его одиночество, прежде всего внутренее, среди людей, но и в значительной степени разбавляет, смягчает его трагический и суровый образ.



В целом актерский состав подобран весьма и весьма неплохо, особенно меня порадовали величественный кнес Глузд (Леонид Кулагин), посол Дунгорм (Юозас Будрайтис) и кормилица кнесинки. Вроде герои второго плана, а так играют, что временами выходят на первый. Однако бросается в глаза тот факт, что все персонажи Лебедева очень четко делятся на хороших и плохих, без полутеней, словно образы не продуманы и хорошо не выписаны в сценарии. Хотя кто знает, может, так и надо было, чтобы не загружать зрителя психологией наряду с ворохом непривычных современному человеку имен, названий и переплетений событий, которые часто срываются в прошлое?

О грустном

Бочку меда, которую удалось собрать Лебедеву за три года работы над картиной, по закону подлости или самой жизни портят несколько ложек дегтя или, называя вещи своими именами, штампы. Их не так уж и много, вопреки раздутому негодованию на форумах, но они такие четкие, узнаваемые, что тут остается только разочарованно развести руками, соглашаясь с теми, кто сравнил Жадобу с Дартом Вейдером и одновременно с Сауроном; признать правоту тех, кто увидел на каменном мосту в горах битву сил добра и зла из «Дозоров» Бекмамбетова и кто разглядел в руках Волкодава джедайский меч в последней схватке с Мораной. Что есть, то есть. Мог ли Лебедев избежать штампов? Мог, несомненно. Возможно, картина потеряла бы некоторые эффектные эпизоды, а, может, и приобрела что-то свое, самобытное.



Что абсолютно мне не понравилось, так это постановка и монтаж боевок – на экране показывают рваные куски какого-то мельтешения, камера мечется от одного героя к другому, от носа к руке, от клинка к затылку, даже глаза устают. Не ясно, кто где, кто чем, кто как. Единственная качественно снятая боевая сцена – полуминутный поединок Волкодава с Винитаром, жаль, что короткая, но зато цельная и убедительная.

Главный артефакт истории, точнее, его форма, вызывает некоторое недоумение, поэтому сами собой возникают нелестные сравнения: кто-то назвал его стелькой, кто-то лаптем, кто-то лепешкой и т.д. Действительно, штучка, за которой остервенело гонялась целая толпа народа, впечатление производит то еще. Думаю, стоило напрячься и поискать другую форму, не вызывающую нелепых ассоциаций и нездорового смеха в зале.

Конец у фильма невнятный и затянутый до невозможности. Зачем Лебедеву нужно было тянуть и тянуть окончание сказки, если и так ясно, что дело закончилось согласно канонам жанра?

Вопросы

Как и у многих посмотревших фильм, у меня тоже есть немало вопросов к создателям (кто бы еще ответил). Например, почему везде в официальных промо-текстах пишут, что кнесинка уговорила Волкодава сопровождать ее к жениху? Ведь это Волкодав просил ее взять его в охранники, когда она навестила его, раненого после покушения на ее жизнь? Поправьте меня, если я не права, но он ее уговаривал, а не наоборот.

Почему Жадоба передал Лучезару какую-то сонную травку, а не яд, чтобы уж наверняка уморить Волкодава? У парня ведь на лице написано, что он не отстанет от Жадобы и доберется до него рано или поздно. Так лучше уж сразу порешить и тем самым избежать лишних хлопот впоследствии. Или я слишком жестока? Ну, по крайне мере это было бы логично, в духе служителя Мораны.

КАК, ну КАК подсыпал Лучезар порошочек во флягу Волкодаву, когда тот не расставался с подарком кнесинки ни на минуту? Обниматься с подозрительным со всех сторон Лучезаром Волкодав бы не стал. А иначе каким образом Лучезар исхитрился и разбавил питье?

Почему, когда Волкодав был на грани жизни и смерти после удара меча Жадобы и ему явились родители, Мать Кендарат и уничтоженные сородичи, между его родителями стоял маленький мальчик, называющий себя братом Волкодава? С одной стороны, родиться он вообще не должен был, если вспомнить кровавую расправу с беременной женщиной в самом начале фильма. А с другой стороны, если и родился, то ему должно быть лет двадцать. Анахронизм какой-то получается. Где и что я упустила?

Почему Жадоба, потеря руки которого в начале фильма вызвала почти что землетрясение, в конце рухнул в пропасть как-то подозрительно мирно, без сопутствующих природных катаклизмов? Или супервайзеру показалось, что и Мораны достаточно? Наверное, хитрый режиссер, лелея мечты о сиквеле, остановил падение Жадобы где-то за метр до дна пропасти.

И самый главный вопрос – ОТКУДА взялось воплощение Мораны в камне и (ну надо же!) в огне, когда это богиня смерти (взять хотя бы мифологию восточных славян), которая ассоциировалась с зимой, тьмой, холодом, и в самом же фильме, в ночной битве у святилища, ее туманные приспешники шарахались от факела Волкодава. А тут на тебе: вертлявая мартеновская печь в апогее коммунизма. Короче, тут режиссер явно промахнулся или дал себя уломать ушлым мастерам спецеффектов, которые решили поддать газку к финалу и, наплевав на мифологию, возродить Морану в лаве.

Резюме

Несмотря на огрехи с гримом, озвученное недоумение и недопонимание, посмотреть фильм все-таки стоит и, возможно, не один раз. Я еще в кинозале решила, что обязательно куплю себе DVD после его выхода. Потому что хочется вновь почувствовать себя частью красочного фантазийного мира.

Потому что хочется верить в сказку.


Наталья Ефремова специально для Медиа-Ньюс.ру
29 янв 2007, 14:30
3 893
2
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Киношник
Киношник
29 января 2007 14:32
Отличная рецензия!
lYUDMILA
lYUDMILA
15 февраля 2009 21:47
ТАК СЛУЧИЛОСЬ, ЧТО И С КНИГОЙ О ВОЛКОДАВЕ И С ФИЛЬМОМ Я ПОЗНАКОМИЛАСЬ ТОЛЬКО В НАЧАЛЕ 2009 ГОДА. А СЕГОДНЯ ПРОЧИТАЛА СТАТЬЮ Н. ЕФРЕМОВОЙ. ХОЧУ СКАЗАТЬ ЕЙ СПАСИБО ЗА УМНУЮ И ДОБРУЮ РЕЦЕНЗИЮ. А ТО ВСЁ ТО, ЧТО Я ЧИТАЛА ДО ЭТОГО, СИЛЬНО НАПОМИНАЛО ХОРОШО ОРГАНИЗОВАННУЮ ТРАВЛЮ. А МНЕ, КАК И ВАМ, НАТАША, ПОНРАВИЛСЯ И ФИЛЬМ, И КНИГИ (У МЕНЯ РЕБЕНОК ВЫПРОСИЛ ВСЕ ПЯТЬ). С УВАЖЕНИЕМ. ЛЮДМИЛА.
Смотрите также: