Волкодав НЕ из рода Серых Псов
Я не могу сказать, что я в восторге от книг Марии Семеновой. Скорее, наоборот: мне очень не нравится их языческий месседж. Мне очень не нравится (еще бы) откровенный антихристианский запал.
Но это все-таки недурно написанные книги.
Я читала всю серию "Волкодава". И, хотя мне кажется, что от книги к книге сюжет становится все более натянутым, сюжетные линии все безнадежнее провисают, а экуменистические, широковзглядные идеи слияния христианства с язычеством, а "Волкодава" - с широко (и печально) известной в узких кругах "Черной книгой Арды" цветут ядовитым цветом - все-таки это очень и очень неплохо написанные и крепко сбитые книги. Хотя и... э... неожиданно было в четвертой или пятой (увы, уже не помню) книге обнаружить перепевы Натальи Васильевой aka Ниеннах в виде рассказа о Крылатом боге, которому злые братья и сестры обломали крылья и кайф и вышвырнули за Грань Мира, предварительно выколов глазки и заковав в раскаленные цепи. Волкодав, судя по всему, преисполняется желания разыскать и спасти Крылатого, поэтому я уже несколько лет живу в постоянном ожидании кроссовера "Волкодав"/"Властелин колец" (ну, или "Волкодав"/"Сильмариллион"). И да здравствует третье пришествие Мелькора, и бедный-несчастный Гортхауер, которого от любимого Учителя оттеснит новый герой...
Поэтому я не без нетерпения ждала, когда же выйдет, наконец, фильм. И ожидала увидеть там многое-многое-многое...
...и якобы исполнившего предназначение и мающегося не-имеющей-смысла оставленной ему жизнью Волкодава...
...и милую синеглазую Ниилит, и, разумеется - сцену дарения бус...
...и молодого веселого Тилорна, и, конечно - превращение его из седого слепого старца в симпатичного зрячего мужчину...
...и юного запальчивого Эвриха, обожающего задирать нос и кичиться ученостью (и всегда, с первой книги ассоциировавшегося у меня - да что ты будешь делать! - с молодым Иоанном Богословом)...
...и величавую кнесинку Елень...
...и впечатляющего анти-героя, жреца Близнецов Хономера...
...и благородного кунса Винитара...
...и яркую, великолепную, цветную, красочную (хотя, конечно, цвета и краски бывают ядовитыми) языческую вселенную, полную богов и обрядов, символов и оберегов...
Как говорится...
Ну, и?
Огорчила меня первая же сцена. Помимо своей очевидной содранности с "Властелина колец", она еще и перебарщивает - вот так вот, сходу - с натурализмом. Ах, как это по-голливудски - реки крови, отрубленные конечности, мгновенно вспыхивающие хижины. Но вот издевательство над беременной женщиной - это чересчур. Это уже не страшно, а тошнотворно и противно, это уже за гранью. Одно из двух: либо это фэнтези с элементами сказки (вроде чересчур уж разумного Мыша) и тогда на это ходят дети - или фильму приклеивают рейтинг "до 18 низзя".
Потом - я сразу же не поняла, кто же там кому Людоед. Судя по всему, маму Волкодава убил не Людоед, а Жадоба (это ж сколько ему лет потом на момент основного действия, кстати?), поэтому мстить Волкодав должен был бы изначально Жадобе - и чего ж он тогда к Людоеду-то поперся?.. Упс, ошибочка вышла - так и читается позже на лице Волкодава, когда, пришпилив кунса Винитария к двери, как бабочку - к картонке, он не находит на запястье у пришпиленного условного знака.
И, разумется, полная путаница: знак Волка на руке Жадобы, морда волка в замке Людоеда, надсмотрщик Волк в Самоцветных горах... как они между собой соотносятся, как различаются... кем будет молодой Волк, с которым позже познакомится Волкодав?..
Замок Людоеда, вызывающий стойкие ассоциации снаружи - с Барад-Дуром, а внутри - с сарумановским Изенгардом, тоже оставляет чувство глубокого недоумения. Pardon, конечно, но как оно там вообще оборудовано-то? Нет, я понимаю, Мордор или Изенгард, где проживали великие маги, которым было все равно на условия комфорта и вообще на рациональность помещения. Но здесь-то здесь! Живут хоть и злые, но обычные люди, так почему сплошные веревочные лестницы (это чтоб по пьяни было откуда падать, ага) и невнятные комнаты.
Волкодав, швыряющий кунсу Винитарию меч - защищайся, скотина! - это наполовину перечеркнутый сюжет Семеновой. Какое там защищайся! Волкодав пришел казнить, а не разбрасываться благородными жестами в сторону Людоеда. Сразу же из главного героя вычеркивается главная черта - верность и преданность своему уничтоженному роду. Правда, она и далее по фильму не будет востребована, так что, чего уж там, не жалко...
Прыжки героев по горящим-рушащимся лестницам - это настолько было, было, было и избито, что вызывает единственное желание подремать в кресле, пока это заимствованное отовсюду, откуда только можно, безобразие кончится, но Ниилит визжит все время и не дает спокойно дождаться неизбежной минуты спасения из замка. Хорошо хоть, на последних кадрах горящих каменных стен (спиртовой налет? надышали кунсовы воины перегаром?) они вытаскивают Тилорна - я уж было думала, что режиссер про него так и не вспомнит.
Сцена с Волкодавом, Ниилит и Тилорном на бережку (то есть, это по книге - на бережку, а по фильму - неясно, где) остро напомнила мне компьютерные игры. Знаете, такое ощущение, что волкодавские спутники - это герои квеста, каждый из которых должен для развития сюжета совершить одно-два действия и подать одну-две реплики. Так, Ниилит зачем-то (зачем?? зачем оно ей сдалось??) утаскивает из людоедского замка главный артефакт (кто-нибудь объяснит мне, в чем глубинный смысл того, что этот артефакт похож на стельку??), а Тилорн объясняет, что это за ценная штука такая. Правда, в отличие от приличного квеста, дальше он разъяснений не дает никаких: что это за Небесные Врата такие и в чем их предназначение. Видимо, хочет и дальше остаться в игре.
А Ниилит хоть сейчас вычеркивай. Потому что больше она в фильме никакой роли не сыграла. Вообще. Ни тебе сцены покупки бус. Ни тебе романа с Тилорном. Ни тебе финала с Небесными Вратами... Ни-че-го.
И Тилорн так и не обрел свой подлинный книжный облик. Блин, да их, кажется, вообще ни разу по именам не назвали! Куда семеновский мир катится...
Путь в Галирад и первая встреча с Жадобой впечатлили в худшем смысле этого слова. Я уж не буду спрашивать, откуда в обозе взялась кнесинка, почему нет приличной охраны, куда и почему она ездит тайком и скрывает от Волкодава и его спутников - кто она (от своих-то, наверное, не скрывает). Но первая встреча с Жадобой - это нешто. Когда я увидела черного коня и особенно его копыта - мне поплохело: нельзя ж так откровенно плагиатить! Король-Назгул заехал не в ту сказку!! - первая мысль, которая меня посетила, когда Жадобу показали целиком. После этого оставалось весь фильм нервно ждать появления Саурона...
Правда, кнесинка в воинском убранстве так ужасно похожа на хоббита, что немудрено, что Ангмарец в своей погоне за Фродо с компанией перепутал.
По приезде в Галирад события развиваются просто душераздирающе стремительно. Калейндоскоп лиц, реплик и событий напрочь отбивают возможность хоть как-то разобраться в происходящем. Опа - Волкодава замели, обвиняя его, что он Жадоба, опа - меч вернули, опа - обнаружил врагов около кнесинки, опа - спас ее от смерти и стал ее хранителем. Все настолько шустро и недостоверно, что становится до горечи обидно за книгу, где все-таки сюжет развивался и объяснялся обстоятельно, сцены следовали друг за другом последовательно и психологически обоснованно. А то здесь такое ощущение, что Волкодав в первый же день становится телохранителем Елень. Немудрено, что Лучезару такой поворот событий не нравится.
Сцена спасения Эвриха из рук злобных последователей Близнецов показана тоже до обидного сжато. И карикатурно. Нет, я понимаю, что это сказка, но все-таки нельзя же разделять героев по принципу "хорошие симпатичные, плохие - нет". Тем более, что должен остаться задел на будущее, где главный жрец Близнецов Хономер в последней книге становится главным - и отнюдь не отрицательным! - героем. Здесь же ничего этого нет и в помине: жрецы Близнецов напоминают худшие пародии на католических падре. Без всякого намека на разум (а ведь во всех книгах Хономер показан и умным, и смелым, и решительным человеком) и положительную искру.
Эврих там - ну, извините меня... Это не Эврих, чьими основными чертами в книге были образованность, утонченность и умение задирать нос на ровном месте. Этот блондинистый оборвыш не имеет к семеновскому Эвриху никакого отношения.
На сцене со "сделайте мне тепло" и волшебным порошком я хочу остановиться особо. Несказанным волевым усилием я заставила себя думать не первую ассоциацию с "волшебным порошком", после которого получаются такие замечательные глюки, как Мать Кендарат, на виду умирающего советующая оставить порошочек-то себе (а глаза такие добрые-добрые...), а вторую - господа, мне кажется, или идею со швырянием порошка в камин волкодаводельцы таки содрали с "Гарри Поттера"??
А если вернуться к первой ассоциации, то кто-нибудь мне объяснит, почему Волкодав во всем фильме ходит/скачет с таким видом, как будто он только что хорошенько нюхнул этого самого волшебного порошка? Лицо с выражением "я не от мира сего", глаза туманно-невнятные, поза... Да, и кстати, пойдем до конца, где он этот волшебный порошок взял и почему именно он? Если я правильно помню книгу, порошком там как раз баловался Лучезар, в силу чего и влип не по-детски. Здесь же Лучезар радует глаз образом трезвенника-язвенника (ну прям по гоблиновскому "ВК"), правда, цели и причины его дружбы с Жадобой оставляют желать разъяснений - причем, подробных.
Путь кнесинки к жениху тоже ставит больше вопросов, чем дает ответов. Зачем спасают какую-то невнятную ведьму в невнятном племени? Почему одноглазый парень воюет то с нашими, то с чужими?.. Я уж не буду заострять внимание на том, что Лучезару было откровенно несложно прирезать/застрелить любимую сестру, если уж так ему это далось.
Лучезар вообще оставляет впечатление наиболее непрописанного героя. Если в книге дается хоть какое-то объяснение его предательству, то здесь - никакого. Сцена, когда он явился к Жадобе и принялся вслух размышлять "а не пощадить ли нам кнесинку" ясно говорит, что Лучезар был совершенно не в курсе планов Жадобы. Потому что в этих планах смерть кнесинки была основным событием, ведущим к главной цели - явлению Мораны-Смерти. И почему кнесинский племянник, кнесинский брат прислуживает Жадобе, что он с этого имеет, кроме оскорблений перед всем жадобинским войском, на кой черт ему-то Морана сдалась - так и осталось непроясненным. Бедный Лучезар так откровенно маялся и колебался, и прям страдал, что наивная я отчаянно ждала: раз уж в этом фильме все так перековеркано, так, может, режиссер воспримет и другой голливудский штамп, и Лучезар в последней битве все-таки решит, что сестра ему дороже какого-то непонятного Жадобы... но увы - Лучезар на правильную сторону не перешел и погиб как-то совершенно по-дурацки. Было тоже обидно. Как дурацкие штампы всовывать - так пожалуйста, а как единственный трогательный - так это черта с два.
Стоунхэдж посреди славянских лесов - это, конечно, авторская режиссерская находка, ничего не скажешь. Браво, браво. Странно, что местные озерные племена не вылавливают в озере Несси... или Келпи, на худой конец. Неупокоенные души в виде клубов тумана заставили мучительно задуматься, куда же грохнули разрекламированные 10 миллионов долларов. Потому что дыму напустить - большого бюджета не надо. И ума тоже. Впечатлила скорость исполнения молитв в фильме - три капли крови, два слова - и Добро выразительно побеждает Зло. Странно, что этот прием не применялся и дальше по ходу пути, скольких бы проблем удалось избежать героям.
Страшно не понравилась сцена, когда Волкодав стоит и орет на весь лес: "Жадоба!! Выходи, сукин кот, подлый трус!" Вот тебе и вторая черта героя из него вычеркнута - никогда бы семеновский Волкодав не стал бы заниматься выяснением личных отношений с кем бы то ни было на работе. Да в книге постоянно подчеркивается, что, когда он рядом с кнесинкой - он не больше, чем пес-охранник, и кто бы ни пытался его из себя вывести, кто бы ни задирался, какие бы возможности ни открывались - безопасность кнесинки прежде всего. А здесь! Да плевать ему, что ли, на кнесинку, если из двух путей - относительно безопасного и очень опасного - он выбирает путь очень опасный, ради призрачной (во всех смыслах) возможности расчесться, наконец, с Жадобой.
А ну, как Жадоба с ним разочтется, что тогда будет с кнесинкой - он не подумал? А то, что заниматься личными делами в рабочее время - нехорошо, и нужно бы доставить кнесинку по месту новой прописки или хотя бы сдать с рук на руки жениху, а потом уж искать приключений на свой меч - это-то почему ему в голову не пришло? Странно. Семеновскому Волкодаву такие истины объяснять было не нужно. Господа, нам подсунули какого-то не такого Волкодава. И вовсе он не из рода Серых Псов. По крайней мере, на шее он таскает совсем не тотемную загогулину.
Финальные сцены, где - сюрприз, сюрприз! - в жадобском обозе вдруг оказываются Тилорн, Ниилит и Эврих, было ушедшие искать светлое будущее Небесные Врата, окончательно забив на Волкодава, повергают в тоску. Я не удивляюсь тому, что Волкодав и его спутники (и еще куча воинов - откуда они там взялись???) вдруг оказываются среди жадобиных молодцов (а сценарист не считает нужным объяснить нам, бедным зрителям, этот финт ушами). Я не удивляюсь, что они все, блин, не нашли лучшего места для драки, чем y-y-yзенький каменный мостик через пропасть - конечно, где ж им еще драться-то. Очень удобно: самые неуклюжие попадают сами, более ловких можно спихнуть, расчищая место для Главной Битвы Главных Героев. Но мне непонятно, почему Лучезару беспроблемно дается подойти и приложить стельку (Самый Главный Артефакт) на предназначенное для этого артефакта место?
Дальше был самый смешной момент фильма, режиссером, вероятно, смешным не предусмотренный. Каменная сова, вылупившаяся из каменного изваяния, летала по всему экрану и со всей дури билась о каменную гору так, что у меня возникло невероятное желание найти эти кадры в интернете и сделать себе из них юзерпик, потому что ничего более подходящего к выражению "убей сибя ап стену" я не встречала за все время моего знакомства с этим выражением. Я не знаю, наверное, это должны были быть страшные и зловещие кадры, но выглядело так невероятно потешно, что зал смеялся в голос.
Далее был сольный выход Мораны-Смерти. К ее приходу от Жадобы уже избавились, видимо, чтоб не отвлекаться на второго злодея (и чтоб ему не было обидно из Главного Злодея резко стать второстепенненьким злодейчиком, потому что на фоне Мораны он бы, конечно, выглядел жалко). Поэтому появлением Мораны можно было наслаждаться в полной мере. И плеваться чуть не в голос.
Во-первых. Огреб Лучезар, которого Морана, спросонок вообразив себя Медузой Горгоной, превратила в камень.
Так я и осталась в непреходящем недоумении: на кой, собственно, черт нужна была злодеям в фильме эта Морана, если она совершенно не разбирает своих и чужих, и того единственного, кто сделал максимум для ее освобождения (то есть, артефакт прислонил к нужному месту), не глядя превращает в камень и развеивает каменной пылью. Так чего от нее хотели все остальные злодеи, зачем вообще нужно было наводить на Галирад злое колдовство с вечной осенью, зачем нужно было жертвоприношать кнесинку, зачем - чтобы в итоге получить вот такого вот союзничка? Чего Жадоба хотел от Мораны? Вечный вопрос: зачем Главному Злодею весь этот цирк?
Во-вторых. Образ Мораны. Господа, вы чего? Морана-Смерть в виде огненного смерча? Опамятуйтесь, покайтесь! На худой конец, почитайте, что было символом смерти у славян. И что для них значил огонь. Да блин горелый, несколько сцен назад Волкодав горящим факелом разгоняет неупокоенные души, то есть, силы смерти. Именно что горящим факелом! А тут является сама Смерть - и на тебе, огонь, как ее основная сущность. Совсем офигели? Если уж мало было каменного смерча, то метель подпустите, холод, метель - вот образ Мораны, но ни в коем случае не огонь! Это ж надо было так ляпнуть! Это куда ж смотрела Семенова?!
В-третьих. Волкодав и его меч. Честно скажу, когда Волкодав закричал в небеса: "Господи!!" - я аж подскочила от неожиданности. Мама дорогая, подумала я, внутренне уже ожидая чего угодно - явления Господа Саваофа с легионами ангелов на подмогу блудному сыну, Второго Пришествия или хотя бы Волкодава, творящего крестное знамение. Но сцена сливающейся с мечом молнии поразила меня не меньше, потому что я почему-то сразу подумала, это какой же разряд должен был шарахнуть Волкодава. Не-а, не шарахнул, видимо, это была какая-то специальная молния. Правда, все равно осталось непонятным, почему же подобное победилось подобным, и огонь победил огонь (я поняла! Морана мне напоминала барлога, а я-то мучилась...)
Конец испоганили так, что все предыдущие два часа фильма показались мне снятыми точно по книге. Это же надо! Подъезжает, наконец-то, к концу битвы, кунс Винитар (интересно, где его черти носили, учитывая, что он со дружиной должен был висеть на хвосте у Волкодава?), Волкодав торжественно вручает ему невесту. Винитар насупливается, смотрит на него и на нее, срывает с кнесинки свадебный браслет, сует ее руку Волкодаву и с висящим в воздухе "да подавись ты!" разворачивается и уходит. Полное впечатление, что он им еще и под ноги плюнул на счастье.
И что только теперь Волкодаву с этим счастьем делать?
И как теперь будут сниматься остальные три книги, если Волкодав уже в конце первой счастливо (??) женат? Знаки вопроса - потому, что я несколько сомневаюсь в счастье Волкодава, который даже не сообразил поцеловать неожиданно обретенную невесту. Не Голливуд это, ребята, нет - не Голливуд.
В конце, перед самыми Небесными Вратами, которые все-таки открылись, Волкодаву говорится: ты смог переломить свою судьбу, ты - хозяин своей судьбы. Говорится прямо-таки радостно и с почтением.
Так же и режиссеру хочется сказать: вы сумели переломить этот роман и сделать по-своему.
Только ни радости, ни почтения проявлять при этом не хочется.
Волкодав - Итоги Акции
Совместно с компанией "" мы подводим итоги АКЦИИ - "Выиграй Эксклюзивный ПОСТЕР Волкодава". В акции участвовали следующие рецензии - Волкодав из рода серых псов - слишком ГРОМКО
Волкодав - один из самых кассовых фильмов российского проката
Компания «Централ Партнершип» с радостью поделилась состоянием кассовых сборов «Волкодав из рода Серых Псов» на 8 января 2007 года. Волкодав стартовал более чем на 600 копиях и собрал в прокате СНГ
Волкодав - Кино это искусство другого жанра в отличии от литературы
Бывают в жизни приятные мгновения. За чашкой кофе, с книгой в руках, ну или на худой конец за просмотром новинок кинопроката,поскольку я все же считаю, что тупо сидеть 2 часа и смотреть в одну точку
Волкодав
Он был обречен на гибель, но выжил, чтобы отомстить за истребление своего рода. Последний человек из племени Серых Псов стал могучим воином, называющим себя Волкодав. Избежав смерти в подземных