Такие простые сложные вещи
Ретроспектива кино, возобновляем рубрику. Фильм Александра Попогребского «Простые Вещи» с самого начала – с первого титра – пытается обмануть, сбить зрителя с толку своей обыденностью, «бытовушностью» - словом той самой простотой, что и заявлена в названии.
Простые вещи рецензия
Казалось бы, что тут небывалого и фантастического? Сергей Маслов – московский врач-анестезиолог – самый обычный мужчина среднего возраста, с женой и дочерью-подростком.
Жизнь его проходит в череде маленьких радостей и неурядиц. То миловидная регистраторша Ксюша не может пригласить в гости из-за нагрянувших родственников, то гротескно-экспрессивный сосед-грузин подолгу занимает общий коммунальный телефон.
Однако за этими дергающимися, неприлизанными, субъективными кадрами и кроется вся сложность простых с виду вещей, их тайны, их второе дно.
Тем более, что и проблемы становятся все серьезнее – дочка сбежала с ухажером – «балбесом», а жена беременна совсем некстати. Это похоже на игру «Тетрис», только вместо падающих загогулин и крючков – каждодневные вопросы: брать ли деньги за «улучшенную» анестезию пациенту? Что сказать вынашивающей сына жене?
И каждый из таких вопросов – «загогулин» становится маскировкой или,что точнее, более конкретизированным выражением общего, глобального, извечного вопроса. Гамлетовского «быть или не быть?». Разница в том лишь, что Принца Датского окружают трагические тени прошлого, утонувшая возлюбленная и проч. А герой «Простых вещей» - тот самый маленький человек.
Попогребский постоянно ставит своего героя в такие условия, где единственным критерием внутреннего выбора становится честность. Честность не показная, не пионерская, а простая и человеческая, просто перед самими собой, своей совестью. Эта вечная и повседневная дилемма – быть или не быть честным – подстерегает Сергея Маслова каждый день, да что там – каждый час. Тем более, что в его руках врача такие материи, как жизнь и смерть, и теми же руками он принимает такие знакомые в современных реалиях «конфетные» благодарности от пациентов.
Дальше – больше. Ставки растут. Можно выходить с относительно чистыми руками из таких вот моральных микродилемм, но рано или поздно жизнь ставит к стенке, заставляя делать выбор совсем в другой ситуации. Давать ли смертельную дозу снотворного умирающему в одиночестве актеру, чьи лучшие роли давно сыграны? Что будет истинно честным в таком случае? Вот «быть или не быть» действительно гамлетовского уровня (если не высшего порядка – ведь принц думал лишь о самоубийстве).
Жизнь (а именно ее – невыхолощенную, неприлизанную мы и видим в картине) не театр, где на актере либо печальная, либо веселая маска, и однозначного простого ответа тоже нет. Есть лишь сложившаяся ситуация и совесть, с которой герой остается один на один. Сергей пытается смухлевать, совершив псевдоэвтаназию, но и это не позволяет ему улизнуть от трудной задачки. Жизнь все равно возвращает его обратно.
Для сравнения – сюжет про нежеланного ребенка в «Изгнании» Звягинцева возведен до уровня притчи, всечеловеческого обобщения. Здесь же вопрос решается в потемках на скрипучей кровати – «Раз тебе он не нужен, я и сама справлюсь». Так и рассматривают свои проблемы люди, живущие в коммуналках, а не в неком условном пространстве.
Это не делает выбор между истиной и ложью менее трудным или не таким значимым.