Александр. Невская битва или пособие для школьников средних классов
Игорь Каленов представил на суд зрителей фильм «Александр. Невская битва». Похоже, в последнее время российская киноиндустрия всерьез занялась историей Руси, правда, пока без успеха.
Никто не спорит, тема эта нужная, пора и новому поколению поведать о нашем прошлом. Каленов постарался и при поддержке Министерства культуры сделал учебное пособие для школьников средних классов, еще верящих в то, что написано в официальных изданиях.
Игорь Каленов, конечно, знал, что сравнения с эпохальной картиной Сергея Эйзенштейна ему не избежать. Чтобы не будоражить критиков, он отказался от рабочего названия «Александр Невский», выбрав вариант, соответствующий событиям, разворачивающимся на экране. Режиссер, пригласив к сотрудничеству опытного кинодраматурга Владимира Вардунаса, не пытался подражать или вступать в полемику с Эйзенштейном, а сделал фильм в более близкой для себя традиции отечественного кинематографа 50 – 70 годов: мы самые-самые на планете всей. Как того велит жанр, в картине масштабные съемки, и она получилась зрелищной, легко воспринимаемой и одновременно наивной. Даже при самом благожелательном отношении ей следует отвести довольно скромное место.
Первая половина XIII века. Новгородский князь Александр Ярославович (Антон Пампушный) любим народом, но имеет и много врагов. Огромная армия Батыя угрожает нашествием с юга. Шведские рыцари замышляют крестовый поход на Русь. Боярская оппозиция готовит покушение на Александра, вынашивая предательский план сдачи города.
В довершение ко всему его лучший друг Ратмир (Игорь Ботвин) полюбил красавицу княжну Александру Брячиславну (Светлана Башмакова) и теперь может стать опасным соперником. Князь молод — но жизнь требует от него воинской доблести, прозорливости дипломата и глубокой житейской мудрости. Такие нешуточные страсти бушевали на Руси в стародавние времена.
Если учесть, что в картине принимали участие реконструкторы, то хочется верить, что так оно все и было в далеком июле 1240 года, как показано в фильме. Но знание истории даже в школьном объеме расставляет все по своим местам: нелогичное поведение князя в ответственные моменты, практически детская наивность, вера в светлое будущее на фоне предательств и покушений - вызывает недоверие.
Те, кто листал учебники, скажут, что в те годы вече обладало большей властью, чем князь – в представленной нам версии Александр в свои 20 силен и грозен не по статусу. Впрочем, времена были темные, исторических источников, проливающих свет на те годы - не пруд пруди, точных переводов тоже не изобилие, всякое могло произойти.
Имя Александра обросло легендами, а тут еще режиссер добавил: не очень верится, чтобы рядовой князь, которых на Руси было предостаточно, стал бы так вольно хозяйничать, зная не понаслышке о междоусобных войнах и рискуя в любой момент попасть в самый центр этих неприятных событий. А борьба Александра с влиятельными новгородскими боярами, ради личной торговой выгоды идущими на предательство интересов народа – и здесь князь, почти как сказочный герой, проявил чудеса проницательности и изворотливости, распутал хитросплетения коварных интриг, понял, кто есть друг, а кто – уже кровный враг.
Противостояние Западу Руси, вынужденно вступающей в перемирие с не менее агрессивным Востоком, было всегда и стоило больших усилий. Как-то неправдоподобно выглядит в фильме посланец от армии Батыя: он совсем не прочь оказать помощь новгородцам, если его просят и по-дружески ситуацию разъясняют. Золотой парнишка из Золотой орды! Добрые они были, татары эти – злым европейцам есть чему у них поучиться. Да и как отказать таким хорошим русичам.
Что еще сказать про фильм? Актеры хороши – Александр достаточно убедителен как русский молодец, Ратмир – как храбрый друг, жена князя – душа-красавица, скоморох и тот удался. Батальные сцены тоже интересны, но чем-то напоминают потешные бои – весело, играючи, правда с кровью и анатомическими подробностями. Так же примечателен тот факт, что режиссер Игорь Каленов искал актеров для массовки при помощи телефонного справочника Москвы, он просто взял его, и обзванивал актеров из списка справочника. Телефонный справочник Москвы сыграл в фильме свою роль, роль подбора актеров, вот такие дела.
А вот язык подкачал. В фильме о далеком периоде истории хотелось услышать речь, хоть немного отличающуюся от современной. К сожалению, авторы фильма использовали только несколько совершенно стандартных и ожидаемых фраз на древнерусском языке, что еще больше уменьшило достоверность происходящего на экране.
Подводя итог, надо заметить: фильм «Александр. Невская битва» не стоит рекомендовать ценителям кино – слишком здесь все плакатное и конфетно-оберточное одновременно. А для тех, кто хочет понаблюдать за становлением российской киноиндустрии в жанре экшн-муви, он может показаться интересным.
Александр. Невская битва
Александр. Невская битва
Битва у Красной Скалы фильм Битва у Красной Скалы
Фильм Битва у Красной Скалы- настоящее кино шоу из драк и спецэффектов от именитого мастера Джона Ву, смотреть обязательно.
Фильм «Пока еще жива» завершил неделю российского кино на Одесском кинофестивале
Криминальная драма «Пока еще жива» завершила Неделю российского кино на Одесском кинофестивале – фильм представили режиссер Александр Атанесян и актеры Екатерина Волкова и Александр Асташенок... br /
Александр Невский против «Саботажа» Шварценеггера
Окончательно утверждена дата выхода в прокат режиссерского дебюта Александра Невского «Черная роза». Русский «Неудержимый» поборется за кассовые сборы с кумиром своего детства Арнольдом
«Битва талантов» на МУз-ТВ. Игорь Крутой подарил 2 миллиона финалисткам
Композитор Игорь Крутой поразил всех своим решением в финале шоу «Битва талантов». Завершился самый масштабный музыкальный реалити-проект этого лета на Муз-ТВ «Битва талантов».