Истроии подделок
Если вас давно изводило шило в заду, подталкивающее к большей духовности и культурному обогащению, то фильм «Лучшее предложение» спешит милосердно выковырять эту проклятую занозу. Обычно ведь, чтоб приглушить такие симптомы, остаётся только смурно брести в музей, вежливо вздыхая напротив общепризнанных шедевров – ну и глупо хихикая при виде голых статуй, куда без этого. Однако кино режиссёра Торнаторе своим роскошным антуражем способно само сойти за знатное выставочное пространство. Мир дорогих аукционов изобилует нарядными интерьерами и эстетскими образчиками живописи, многие из которых являются подлинниками. Да и вообще фильм запечатлен с таким артистичным изыском, что из его кадров получились бы недурные экспонаты. Для полного эффекта оставалось бы только подобрать рамку повычурнее и приставить рядом строго шипящую бабушку-смотрительницу.
Есть одна выгодная особенность, что отличает эту альтернативу обычному походу в картинную галерею. Помимо визуального благолепия здесь имеется интересный сюжет. Зачин у «Лучшего предложения» не хуже, чем у какого-нибудь готического романа. Заброшенное имение, его одинокая и таинственная обитательница, которая пятнадцать лет не выходила наружу, и странные механизмы, пылящиеся там и здесь. Могут ли они принадлежать легендарному автоматону, созданному давным-давно гениальным изобретателем? Как престарелый Индиана Джонс или Тинтин, главный герой распутывает клубок загадок этого дома.
Впрочем, в конечном счёте всё сводится к весьма неортодоксальной и проникновенной романтической истории. Чтобы донести все её нюансы, требовались поистине мастеровитые лицедеи. По счастью, у Торнаторе на оных превосходный нюх. Хотя то, что Джеффри Раш – актёр с большой буквы величиной с телевышку – это не больший секрет, чем значения первых и наиболее доступных столбцов таблицы умножения. Достаточно вспомнить, как искромётно товарищ паясничал в «Пиратах» или в «Король говорит!», дабы понять, что сейчас он находится в великолепной форме. «Лучшее предложение» делает очень правильную штуку, помещая в центр внимания столь яркую фигуру. Его персонаж Верджил Олдман — эксперт по антиквариату с таким намётанным глазом, что с ходу определяет, фальшивка перед ним или нет, но с социальными навыками где-то на уровне морозильника или работника почты. Весь фильм – площадка в красочных декорациях для его бенефиса, а Джим Стёрджесс и восхитительная голландка Сильвия Хукс – экспрессивные тени, пляшущие в языках пламени его игры. Жизнь ставит перед Олдманом вопросы, можно ли подделать чувства так же, как произведения искусства – и каким специалистом надо быть, чтобы распознать истинность этих явлений.
«Лучшее предложение» получилось неглупой, но в то же время совершенно не заумной картиной. Многослойность и избыток смыслов нисколько не затрудняют её восприятие. В передвижениях повествования больше прыти ленивца, нежели антилопы, но точка назначения, куда оно ползёт, никогда не перестаёт интриговать. Кажется, ещё вот-вот и персонажи достроят своего чудесного робота, и начнётся затейливый сай-фай.
Это, конечно, никакой не триллер, как наивно пишут на некоторых сайтах – разве что в том, что касается атмосферного, завораживающего и тревожного саундтрека (Эннио Морриконе, как известно, веников не вяжет). Тем не менее, ближе к финалу жанровый переполох и сюрпризы обязательно дадут о себе знать. Не стоит удивляться, если к концу показа в ушах будет звенеть – такое бывает после чудовищного грохота, когда все ружья, кропотливо развешанные сценарием, производят одновременный беспощадный залп.
Есть одна выгодная особенность, что отличает эту альтернативу обычному походу в картинную галерею. Помимо визуального благолепия здесь имеется интересный сюжет. Зачин у «Лучшего предложения» не хуже, чем у какого-нибудь готического романа. Заброшенное имение, его одинокая и таинственная обитательница, которая пятнадцать лет не выходила наружу, и странные механизмы, пылящиеся там и здесь. Могут ли они принадлежать легендарному автоматону, созданному давным-давно гениальным изобретателем? Как престарелый Индиана Джонс или Тинтин, главный герой распутывает клубок загадок этого дома.
Впрочем, в конечном счёте всё сводится к весьма неортодоксальной и проникновенной романтической истории. Чтобы донести все её нюансы, требовались поистине мастеровитые лицедеи. По счастью, у Торнаторе на оных превосходный нюх. Хотя то, что Джеффри Раш – актёр с большой буквы величиной с телевышку – это не больший секрет, чем значения первых и наиболее доступных столбцов таблицы умножения. Достаточно вспомнить, как искромётно товарищ паясничал в «Пиратах» или в «Король говорит!», дабы понять, что сейчас он находится в великолепной форме. «Лучшее предложение» делает очень правильную штуку, помещая в центр внимания столь яркую фигуру. Его персонаж Верджил Олдман — эксперт по антиквариату с таким намётанным глазом, что с ходу определяет, фальшивка перед ним или нет, но с социальными навыками где-то на уровне морозильника или работника почты. Весь фильм – площадка в красочных декорациях для его бенефиса, а Джим Стёрджесс и восхитительная голландка Сильвия Хукс – экспрессивные тени, пляшущие в языках пламени его игры. Жизнь ставит перед Олдманом вопросы, можно ли подделать чувства так же, как произведения искусства – и каким специалистом надо быть, чтобы распознать истинность этих явлений.
«Лучшее предложение» получилось неглупой, но в то же время совершенно не заумной картиной. Многослойность и избыток смыслов нисколько не затрудняют её восприятие. В передвижениях повествования больше прыти ленивца, нежели антилопы, но точка назначения, куда оно ползёт, никогда не перестаёт интриговать. Кажется, ещё вот-вот и персонажи достроят своего чудесного робота, и начнётся затейливый сай-фай.
Это, конечно, никакой не триллер, как наивно пишут на некоторых сайтах – разве что в том, что касается атмосферного, завораживающего и тревожного саундтрека (Эннио Морриконе, как известно, веников не вяжет). Тем не менее, ближе к финалу жанровый переполох и сюрпризы обязательно дадут о себе знать. Не стоит удивляться, если к концу показа в ушах будет звенеть – такое бывает после чудовищного грохота, когда все ружья, кропотливо развешанные сценарием, производят одновременный беспощадный залп.