Особенности национальной свадьбы
Наташа и Рома, недавно распрощавшиеся с юношеской жизнью, намереваются сыграть свадьбу. Все организационные вопросы берет на себя отчим невесты, геленджикский чиновник и бывший десантник. Самое важное событие в жизни женщины должно быть с размахом и «как у людей», т.е. с плясками, тамадой, пьяными родственниками и традиционной дракой в арендованном местном ресторане. Молодожены же другого мнения: все это русское народное дионисийство давно им опостылело. Современные «прогрессивные» люди хотят отдыхать так, как показано по телевизору или в глянцевом журнале. Но как не обидеть родственников и при этом сделать по-своему? Создатели фильма «Горько!» считают, что надо сыграть две свадьбы подряд.
Картина «Горько!» имеет все шансы стать общенациональным произведением, с лихвой обойдя всякие там сталинграды с предстояниями. После просмотра ленты все сомнения и недоумения относительно участия в создании фильма Фонда кино развеялись: кино и вправду получилось народным (то, чего последнее время с таким остервенением добивается от кинематографистов государство, готовое выделять огромные деньги, лишь бы «они» сотворили патриотическую жемчужину). Лента Жоры Крыжовникова по силе ничем не уступает «Особенностям национальной охоты» и на фоне недавних «Все включено» и «12 месяцев», «Горько!» в первую очередь поражает своей предельной и такой интимной точностью, которой ну очень давно не было в российском кино. Такого единства с залом я не ощущал, когда смотрел самый патриотический и одновременно дорогой фильм десятилетия — «Сталинград» Бондарчука. Там скорее я чувствовал какую-то неловкость из-за непозволительной и абсолютно нежизненной сентиментальности. Но опыт единого смеха совершенно непередаваем: и ты полностью уверен в том, что окружающие тебя люди понимают и смеются над одним и тем же. Все это — такая близкая и такая абсурдная русская действительность. И сильнее всяких нарочито назидательных фильмов, «Горько!» заставляет с невероятной теплотой вспомнить наших родственников: дедушек и бабушек, дядей и теть, отцов и матерей. А ведь Крыжовников нашел то, чего так истово ищут сегодняшние политики и мыслители: момент единства двух Россий — советской и современной, азиатской и европейской, пожилой и молодой: заключительная сцена «примирения» достойна стать одной из самых сильных сцен отечественного кино.