Восстание из говна
В музыке есть известное определение «артист одного хита». Подобный термин, кажется, теперь можно применить и к Нилу Бломкампу — режиссёр всех приятно удивил четыре года назад, но на второй раз вышла досадная промашка. И дело, увы, даже в не самокопировании.
Как и «Район №9», «Элизиум» — очень серьёзное кино с претензиями на глубокий социальный посыл. Перенаселение планеты, расизм, экономические неурядицы и голодающие детишки в Габоне – наверняка вся эта радость снится беспокойному южноафриканцу по ночам. И это действительно здорово, что остались ещё режиссёры, которые не стесняются поднимать важные темы в развлекательных фильмах.
Другое дело, что «Элизиум» — это глупая социалочка для учащихся начальной школы; такие сюжеты не стыдно использовать разве что для детских книжек из серии «Береги планету и будь хорошим».
В XXII веке на Земле творится полный ад, миллиарды людей живут в трущобах, все поголовно принадлежат к рабочему классу или вообще бездельничают. В это же время на космической станции пожинают плоды цивилизации красивые и здоровые люди; они говорят по-французски, носят модные стрижки и чинно гуляют среди красивых садов. Ещё у жителей Элизиума есть волшебные машины, способные за полминуты излечить все болезни.
К сожалению, режиссёр не потрудился нам объяснить – почему, собственно, всё так устроено. В завязке звучит предельно примитивный тезис: просто так, блядь, сложилось. Какой сюрприз! Люди, оказывается, не равны и находятся в разных условиях. И от этого совершенно не понятно, с какого чёрта зритель должен сопереживать нищебродам с Земли, которые стремятся в космос.
Очень показателен эпизод в начале фильма, когда толпа беженцев прибывает на Элизиум и врывается в жилые дома. Знаете, тут можно провести очевидную аналогию. Представьте, что вы проживаете в красивом городе, у вас шикарная квартира, гибридный автомобиль последней модели и чудесная работа. Но внезапно какие-нибудь папуасы из Африки высаживаются на вашей лужайке, насилуют любимую собачку, оставляют грязные следы на ковре, занимают лучшее место на диване перед огромным телевизором и заявляют, что тоже имеют права на все ваши блага. Интересная перспектива? А ведь кое-где есть законы, разрешающие расстреливать незваных гостей из дробовиков.
Главная проблема «Элизиума» в том, что Бломкамп даже не попытался хоть как-то подчеркнуть несправедливость неравномерного распределения благ. Жители космической станции вполне по праву занимают своё место в социальной иерархии, в то время как многочисленный пролетариат трудится на пыльной земле. Очевидно, что на всех просто не хватит ресурсов и комфорта – в такой ситуации в долгосрочном периоде человечество спасёт лишь жёсткая регуляция рождаемости (ну или огонь очищения мирного атома, да). Окончательно фильм сдувается ближе к финалу, когда Бломпкамп предлагает абсолютно идиотское решение всех социально-экономических проблем. Такие сюжетные глупости органично смотрелись бы в худшей части «Трансформеров», но однозначно не в картине, где присутствует какой-то актуальный месседж. В общем, филантропам из соответствующих организаций на заметку: подарите всем желающим гражданство самой благополучной страны – это обязательно всех спасёт. А о судьбе этой самой страны думать, в принципе, уже не обязательно. Выходит самое отвратительное проявление коммунизма – если всем не может быть хорошо, пусть тогда каждому будет одинаково херово. Знаете, а ведь во времена Холодной войны постановщика за такую историю обвинили бы в государственной измене.
До самого конца нам кажется, что у «Элизиума» всё-таки есть какое-то второе дно – ну не может же быть здесь всё настолько примитивно! Однако общего смысла в картине оказалось не больше, чем в дурацкой истории про сурикатика и бегемотика – маленькая девочка зачем-то пытается растрогать персонажа Мэтта Дэймона неуместным рассказом про то, как зверюшки помогают друг другу. Тьфу! И для чего этот напускной драматизм?
Остаётся ещё пиф-паф и экшен-сцены. Увы, но самое вкусное мы видели в трейлере; всё остальное портит ужасно трясущаяся камера – буквально ничего не разобрать. Удачные визуальные находки, впрочем, имеются, но их до обидного мало – один из самых красивых моментов с «плавающей» камерой во время штурма шаттла длится жалкие пару секунд. Битвы сверхлюдей тоже не очень – главный герой чаще сгибается в конвульсиях, чем распечатывает упаковочки люлей врагам.
К слову, персонаж Дэймона вообще запредельно уныл. Бывший бандит слабо тянет на драматического героя, да и по ходу истории он как-то незаметно меняет мотивацию с личной на общегражданскую (и в это совсем не верится). Все зрительские симпатии определённо будут на стороне Шарлто Копли – шикарный безумный антагонист заслуживает явно больше экранного времени, чем все остальные лица, вместе взятые. Серьёзно, каждая реплика злодея – это радость для любого киномана; а уж про выдающиеся способности Крюгера по части изощрённых убийств мы и вовсе молчим. Мужик просто любит свою работу – и это прекрасно.
«Элизиум» цепляет лишь необычной стилистикой – вероятно, постановщик всё ещё мечтает снять экранизацию Halo. Земные трущобы органично контрастируют с кольцевидной станцией, а татуированные бедняки – с холёными богачами. Интересно разглядывать оружие, технику и футуристичные сооружения – в общем, в визионерских способностях Блокмпампа сомневаться не приходиться.
В остальном, к сожалению, «Элизиум» остаётся очень глупой и чуть более дорогой версией «Района №9». Наверное, когда кто-то зацикливается на одной и той же теме, да ещё и явно лажает с логикой и здравым смыслом – это явной нехороший признак.
Как и «Район №9», «Элизиум» — очень серьёзное кино с претензиями на глубокий социальный посыл. Перенаселение планеты, расизм, экономические неурядицы и голодающие детишки в Габоне – наверняка вся эта радость снится беспокойному южноафриканцу по ночам. И это действительно здорово, что остались ещё режиссёры, которые не стесняются поднимать важные темы в развлекательных фильмах.
Другое дело, что «Элизиум» — это глупая социалочка для учащихся начальной школы; такие сюжеты не стыдно использовать разве что для детских книжек из серии «Береги планету и будь хорошим».
В XXII веке на Земле творится полный ад, миллиарды людей живут в трущобах, все поголовно принадлежат к рабочему классу или вообще бездельничают. В это же время на космической станции пожинают плоды цивилизации красивые и здоровые люди; они говорят по-французски, носят модные стрижки и чинно гуляют среди красивых садов. Ещё у жителей Элизиума есть волшебные машины, способные за полминуты излечить все болезни.
К сожалению, режиссёр не потрудился нам объяснить – почему, собственно, всё так устроено. В завязке звучит предельно примитивный тезис: просто так, блядь, сложилось. Какой сюрприз! Люди, оказывается, не равны и находятся в разных условиях. И от этого совершенно не понятно, с какого чёрта зритель должен сопереживать нищебродам с Земли, которые стремятся в космос.
Очень показателен эпизод в начале фильма, когда толпа беженцев прибывает на Элизиум и врывается в жилые дома. Знаете, тут можно провести очевидную аналогию. Представьте, что вы проживаете в красивом городе, у вас шикарная квартира, гибридный автомобиль последней модели и чудесная работа. Но внезапно какие-нибудь папуасы из Африки высаживаются на вашей лужайке, насилуют любимую собачку, оставляют грязные следы на ковре, занимают лучшее место на диване перед огромным телевизором и заявляют, что тоже имеют права на все ваши блага. Интересная перспектива? А ведь кое-где есть законы, разрешающие расстреливать незваных гостей из дробовиков.
Главная проблема «Элизиума» в том, что Бломкамп даже не попытался хоть как-то подчеркнуть несправедливость неравномерного распределения благ. Жители космической станции вполне по праву занимают своё место в социальной иерархии, в то время как многочисленный пролетариат трудится на пыльной земле. Очевидно, что на всех просто не хватит ресурсов и комфорта – в такой ситуации в долгосрочном периоде человечество спасёт лишь жёсткая регуляция рождаемости (ну или огонь очищения мирного атома, да). Окончательно фильм сдувается ближе к финалу, когда Бломпкамп предлагает абсолютно идиотское решение всех социально-экономических проблем. Такие сюжетные глупости органично смотрелись бы в худшей части «Трансформеров», но однозначно не в картине, где присутствует какой-то актуальный месседж. В общем, филантропам из соответствующих организаций на заметку: подарите всем желающим гражданство самой благополучной страны – это обязательно всех спасёт. А о судьбе этой самой страны думать, в принципе, уже не обязательно. Выходит самое отвратительное проявление коммунизма – если всем не может быть хорошо, пусть тогда каждому будет одинаково херово. Знаете, а ведь во времена Холодной войны постановщика за такую историю обвинили бы в государственной измене.
До самого конца нам кажется, что у «Элизиума» всё-таки есть какое-то второе дно – ну не может же быть здесь всё настолько примитивно! Однако общего смысла в картине оказалось не больше, чем в дурацкой истории про сурикатика и бегемотика – маленькая девочка зачем-то пытается растрогать персонажа Мэтта Дэймона неуместным рассказом про то, как зверюшки помогают друг другу. Тьфу! И для чего этот напускной драматизм?
Остаётся ещё пиф-паф и экшен-сцены. Увы, но самое вкусное мы видели в трейлере; всё остальное портит ужасно трясущаяся камера – буквально ничего не разобрать. Удачные визуальные находки, впрочем, имеются, но их до обидного мало – один из самых красивых моментов с «плавающей» камерой во время штурма шаттла длится жалкие пару секунд. Битвы сверхлюдей тоже не очень – главный герой чаще сгибается в конвульсиях, чем распечатывает упаковочки люлей врагам.
К слову, персонаж Дэймона вообще запредельно уныл. Бывший бандит слабо тянет на драматического героя, да и по ходу истории он как-то незаметно меняет мотивацию с личной на общегражданскую (и в это совсем не верится). Все зрительские симпатии определённо будут на стороне Шарлто Копли – шикарный безумный антагонист заслуживает явно больше экранного времени, чем все остальные лица, вместе взятые. Серьёзно, каждая реплика злодея – это радость для любого киномана; а уж про выдающиеся способности Крюгера по части изощрённых убийств мы и вовсе молчим. Мужик просто любит свою работу – и это прекрасно.
«Элизиум» цепляет лишь необычной стилистикой – вероятно, постановщик всё ещё мечтает снять экранизацию Halo. Земные трущобы органично контрастируют с кольцевидной станцией, а татуированные бедняки – с холёными богачами. Интересно разглядывать оружие, технику и футуристичные сооружения – в общем, в визионерских способностях Блокмпампа сомневаться не приходиться.
В остальном, к сожалению, «Элизиум» остаётся очень глупой и чуть более дорогой версией «Района №9». Наверное, когда кто-то зацикливается на одной и той же теме, да ещё и явно лажает с логикой и здравым смыслом – это явной нехороший признак.