Страна Воображения
В одном сиротском приюте маленький мальчик ложится спать. А где-то далеко в пространстве и времени за роялем теряет сознание некий безумный старик. Их пути совсем скоро пересекутся, ведь они являются лишь частицами одного и того же человека - умирающего композитора Тома Уитмена, а Страна Воображения (тот самый Воображариум), в которую оба попадают во сне, - финальное путешествие к белому свету, т.е. к смерти...
«Воображариум» так и остался бы фильмом-концертом, если бы не удачная концепция режиссера Стобе Харью и основателя группы «Nightwish» Туомаса Холопайнена, в которой тринадцать видеоклипов были объединены единой историей, пусть и мрачной, но вполне жизнеспособной. Разумеется, без эстетики симфоник-метала, присущего легендарной группе, не обошлось. Как, собственно, и без влияния Тима Бертона и других творцов кинематографических снов. Но при всем при этом происходящим на экране по-настоящему увлекаешься и начинаешь сопереживать главному герою, пытающемуся вспомнить всю свою жизнь в своем воспаленном мозгу.
Картина, прежде всего, очаровывает визуальным рядом, местами близким к бертоновским страшилкам, а порой вызывающим в памяти из-за схожести тем чрезмерно пресыщенную картинку «Куда приводят мечты». Немало в фильме и образов, типичных для стилистики множества рок-групп. Анетт Ользон в костюме Злой королевы поет со сцены. Дочь Тома одета в платье кэрролловской Алисы. Цирк-шапито посреди пустынного города. И, конечно же, полумрак, царящий над всем пространством Воображариума. Наличествуют здесь и неприкрытые цитаты из таких шедевров, как «Гражданин Кейн».
Мелодии седьмого альбома «Nightwish», в чью честь и названа картина, беспредельно царит над сюжетом, но, тем не менее, тексты песен универсальны и самодостаточны, так что музыку вполне можно слушать и без визуального ряда. И все же каждая песня соответствует настроению отдельно взятого эпизода, а общие тональность и ритм не позволяют рассыпаться фильму на видеоклипы.
Безусловно, в содержательном плане творение Стобе Харью и Туомаса Холопайнена уступает таким культовым рок-операм, как «Стена» Алана Паркера или «Томми» Кена Рассела, или же предсмертной феерии Боба Фосса «Вся эта суета», но по форме оно безупречно. И даже визуальные эффекты выглядят здесь уместно. Так же уместна в данной ленте и скупая игра актеров и музыкантов, ведь перед нами, прежде всего, музыкальная фантазия, а не чеховская пьеса.
«Воображариум» идеален для большого экрана, но еще большего эффекта от его просмотра будет, если его показать во время выступления группы «Nightwish». Именно тогда живая музыка и придуманная история поразят зрителей в самое сердце. И каждый задумается о своем безумии, после чего найдет способ наладить отношения с близкими, дабы избежать полного забвения в людских сердцах.
«Воображариум» в прокате с 6 июня.