Меловой период в 3D
Остров, кишащий монстрами. Кровавые битвы динозавров между собой. Ученые, охваченные безумной идеей приручить-изучить древних ящеров. И счастливое спасение в паническом бегстве с опасного острова...
Все это было затасканным шаблоном даже в 1993 году, но мастер зрелищного кино Стивен Спилберг еще до завершения съемок был абсолютно уверен в успехе своего будущего детища, названного им «Парком Юрского периода» несмотря на то, что большинство занятых в сюжете динозавров принадлежало к меловому периоду мезозойской эры. Его уверенность легко объяснима - приключения с гигантскими монстрами пользовались успехом еще со времен «Затерянного мира» и «Кинг Конга». К тому же, у Спилберга было огромное преимущество перед предшественниками - последние достижения компьютерных технологий и большая команда научных консультантов. Первые способствовали реалистичному показу древних ящеров на экране, а ученые отвечали за достоверность внешности и повадок динозавров. Не обошлось и без некоторых допущений, которые, к счастью, оказались удачными догадками. Так, например, Спилберг представлял рапторов трехметрового роста, и интуиция в данном случае его не подвела. Еще во время съемок фильма палеонтологами при раскопках были обнаружены рапторы ростом в три метра.
Следом за Джеймсом Кэмероном и Джорджем Лукасом, выпустивших в повторный прокат «Титаник» и «Звездные войны» в формате 3D, Стивен Спилберг также решил снабдить один из своих самых удачных проектов (картина заработала 915 миллионов долларов) трехмерным изображением. Но причина повторного релиза «Парка Юрского периода» не только в новых возможностях 3D. Помимо банального желания заработать, режиссер хочет выяснить потребности современного зрителя и подготовить его к релизу четвертой части, которая появится в будущем, 2014-м, году.
Хотя зрителям, наверняка, по барабану на то, чем руководствовался Спилберг, выпуская «Парк...» в повторный прокат. Ведь на самом деле его детская, но, тем не менее, невероятно жуткая страшилка с этаким Индианой Джонсом в области палеонтологии уже 20 лет живет по своим законам, независимо от своего творца. А персонажи, сыгранные Сэмом Ниллом, Лорой Дерн, Ричардом Аттенборо, Джеффом Голдблюмом, Джозефом Мадзелло и Эрианой Ричардс, давно стали в некотором смысле родными для зрителей. Спилбергу удалось создать семейное кино даже на почве хоррора, благодаря сочетанию затаившихся в каждом из нас страхов, невероятных приключений, детского максимализма и экологического посыла. Конечно же, за сценарием Дэвида Коппа, написанного по бестселлеру Майкла Крайтона, камерой Дина Канди и тревожной музыкой Джона Уильямса скрывается крепкая рука талантливого манипулятора, но зритель рад тому, как его легко и непринужденно водят, словно марионетку, по кинопространству. Должен заметить, что Спилбергу, увязшему в ХХI веке в академизме, очень не хватает той бесшабашной легкости в управлении зрительским вниманием, которым он славился во времена «Инопланетянина» и «Челюстей».
Уверен, что фильм и сейчас привлечет немало зрителей. Ведь зритель невероятно избалован в наши дни блокбастерами и с радостью побежит на просмотр фильма про динозавров. Хотя картина Спилберга все-таки не такая бездумная, как большинство современных поделок-подделок. В ней нет ярко выраженных цитат, несмотря на то, что сюжет навеян не только шедеврами Гарри О. Хойта, Мериана К. Купера и Эрнеста Б. Шедсэка, но и b-movie 50-х. А после просмотра остается ощущение предостережения-предсказания, снабженное ярко выраженной мыслью о том, что мы, как ни банально это звучит, в ответе за тех, кого создали-приручили. По сути, Спилберг не упустил возможности для морального наставления подрастающих поколений и всех тех, кто ответственен за развитие науки-техники. Если вы все же решили вырастить динозавра, то не забудьте ограничить его местопребывание. Иначе грядет динопокалипсис!
«Парк Юрского периода» в прокате с 4 апреля.