Старость — радость
В последнее время в мире кино так повелось, что если парни едут на мальчишник в Вегас, то жди беды. Велики шансы, что затея обернётся постапокалиптическим фильмом, где вирус «драбадан» выкашивает всю печень на земле, а ущербным выжившим предстоит найти смысл в очагах пьяного скотства и похабной абсурдности. «Starперцы» на первый взгляд всё о том же, только мракобесничать призваны опытные ветераны. Майкл Дуглас, Роберт Де Ниро, Морган Фримен, Кевин Кляйн — матерь божья, и вот эти милейшие и достойнейшие люди будут раскрывать непотребную низость бытия?
По счастью — обошлось. Годы рабства в «Диснее» не прошли для сценариста Дэна Фогельмана даром. Вполне возможно, что воздушное благолепие «Рапунцель», «Вольта» и «Тачек» уже встало ему поперёк горла, и в этот раз он действительно планировал оттянутся по-взрослому, как чёрт шабашный. Например, пуститься с диким криком «Мышь, тебе кукиш!» во все тяжкие, настрочив такого, что картины Босха показались бы детской раскраской в церковно-приходской школе.
Тем не менее, самое страшное, на что его хватило, — помахать елдовиной перед носом у Де Ниро. Роберт, к слову, как будто бы и не заметил — последние -дцать лет у него такое кислое лицо, словно детородными органами перед ним вертят непрерывно. Фогельман же, убоявшись дерзости своих злодеяний, пошёл на попятную.
Диснеевское ДНК незамедлительно дало о себе знать, открыв двери даже для обязательной поющей принцессы, пусть уже и не слишком молодой. Расхлюзданный кутёж приобрел чинные и благородные очертания, а вечеринки отгремели относительно скромно и с некоторой старческой умиротворённостью. Грешным делом фильм оказался не об угорелом буянстве, а о взаимоотношениях между давними друзьями.
Багаж острот «Starперцев» не страдает от перевеса, дабы не напрягать плечи пенсионеров тяжёлой ношей. Для вояжа по кинотеатрам, конечно, можно было набить сумки шутками и потуже, но необходимый прожиточный минимум там всё же есть. Не поместились разве что хохмы, способные нанести вред здоровью. Безопасность превыше всего, поэтому живот от спазмов не скрутит, со стоном от хохота из кресла никто не обрушится, успокоительное не понадобится.
На поверку драма оказывается куда более естественной средой обитания для престарелых героев. Собственно, возвыситься над массой проходных комедий «Starперцам» позволяет именно неожиданный уход в мелодраматическое русло. В промежутках между попытками поюморить кино получилось добрым, тёплым и по-хорошему сентиментальным.
Главные звёзды скорее украсили картину, нежели выложились по полной, однако спасибо и на этом. Таким старым коням борозды не испортить, даже если они очень захотят. На четверых у них 140 призов и наград за всю карьеру — одними красивыми глазами столько не надыбать. Улов у Кляйна, может, не столь богат, но и у него имеется свой Оскар. Да и потом — какие его годы. По сравнению с остальными он, можно сказать, ещё подросток. 66 лет, тут и говорить не о чем — ещё наверстает. К тому же, сравнительную нехватку достижений он компенсирует отличной игрой, затмевая всех коллег. Пусть прокатчикам будет стыдно, что не нашли ему места на постере.
Как нетрудно догадаться, режиссёр Тёртелтауб снял фильм не эпохальный — едва ли он изменит чью-то жизнь. Это был бы перебор. Но изменить чей-то четверг или выходные — почему нет? Это уже задача куда более подъёмная. Трогательных и приятных моментов в его арсенале аккурат хватит, чтоб приподнять домкратом поникшее настроение.