Джулиан Камбербэтч
«Он — не источник, он — глава огромной медиаимперии, которая не подотчетна никому». Увлекательную и предельно вкрадчивую историю о взаимоотношениях Джулиана Ассанжа с миром в целом и со СМИ в частности не так давно рассказал режиссер-оскараносец Алекс Гибни в своей документальной ленте «Мы крадем секреты: История WikiLeaks», где создатель делает неутешительные выводы: великий борец за свободу информации в какой-то момент начинает тонуть в собственном раздавшемся до невообразимых размеров эго, опускаясь, в конце концов, до коварства и банального безрассудства.
На фоне этого появляется более драматичный, но менее провокативный байопик Билла Кондона. Основанный отчасти на воспоминаниях Дэниэля Бомшайта-Берга, некогда правой руки Ассанжа в разработке «самого опасного сайта в мире», фильм является визуально кричащим триллером, адресованным как можно более широкой аудитории (особенно для тех, кто не смотрел фильм Алекса Гибни). В картине чувствуется отчетливое эхо «Социальной сети» Дэвида Финчера, где противопоставлено разрастание мирового интернет-общения краху общения между «певцами» этой онлайн-революции, а также ленты «Чат» Хидео Наката и классических «Хакеров» Иэна Софтли, без влияния которых не обходится ни одна IT-кинолента.
Джулиан Ассанж режиссера Билла Кондона упоминает Фиделя Кастро, цитирует Солженицына, читает Кропоткина, а в кадре то и дело появляется рядом с плакатом Махатмы Ганди. Он — коммунист, анархист и моралист в одном лице; он одержим идеей «прозрачности» и желанием низвергнуть тиранию, которая в современном обществе может мимикрировать, превращаясь во вполне себе легитимные правительства, например, такие, как правительство Соединенных Штатов. Главнейшая интрига фильма заключалась в следующем: окажется ли картина «Пятая власть» действительно «лживой пропагандой», как о ней сказал сам Ассанж после прочтения сценария? Кондон был всегда исключительно беспристрастным постановщиком (вспомнить хотя бы освежающий взгляд на противоречивую фигуру доктора Альферда Кинси) и в последней картине он себе не изменяет, ловко балансируя между правительственной пропагандой и излишней идеализацией. Действительно, оставив сексуальный скандал в качестве небольшой финальной заметки, самым, пожалуй, колким утверждением за весь фильм оказался факт окрашивания Ассанжем своих волос в пепельный цвет. И недвусмысленное упоминание оруэлловского Большого брата, что, впрочем, ясно: от викиликовской антиутопии абсолютной прозрачности и вправду веет холодком тоталитаризма. Но как бы не желала западная общественность в лице правительственных структур оболгать Ассанжа, все, что у них получается — это мнимый «сексуальный скандал» и пару нелицеприятных фактов о его личности. Заслуга Билла Кондона заключается в том, что он смог избежать перегибов в своей постановке, заняв срединное положение.
А Камбербэтч по-настоящему великолепен.