Автомобиль-кинозвезда
«Автомобили, автомобили – буквально, все заполонили». Пели еще в прошлом веке «Веселые ребята». Ведь напророчили же: концентрация четырехколесных друзей на душу населения планеты Земля сегодня достаточно велика. Они везде, заполонили опять же буквально все. В том числе и киноэкран.
Если целенаправленно заняться вопросом частоты появления автомобиля в кино – пожалуй, число современных кинолент - если оные не являются какими-нибудь историческими романами - без участия «тачки» ничтожно мало. Да, где-то машины исполняют роль декораций, а где-то - это полноценные герои.
Ясное дело, что речь идет о фильмах-путешествиях. Вояж, круиз и прочее – всегда были связаны с передвижение. Кто в школе внимательно слушал, что вещал педагог по литературе, наверняка вспомнит пресловутый роман-путешествие. Современные фильмы о дороге, их еще в Голливуде называют «роад-муви» – их достойные потомки.
Главное отличие дорожных «муви» от кинокартин другого жанра – транспорт, который участвует в сюжете в качестве полноправного героя, порой при том - как своеобразная авто реклама на dvd или в кинотеатре.
Достаточно вспомнить приключения незадачливого полицейского и его друга в нашумевшей ленте «Такси». После выхода в свет этого фильма рейтинги марки Peugeot заметно поднялись. Попав в какой-либо каталог автомобилей, она сразу же становилась его украшением. Информация о том, сколько же заплатила компания-производитель за такой беспроигрышный пиар, строго засекречена.
Зачастую же машина в кино является необходимым обстоятельством, которое подталкивает героев к тому, что они за ее пределами вряд ли сделали. Таковым проектом, например, является фильм Нила Бергера «Крутой поворот».
В центре сюжета – трое солдат, получивших отпуск с войны. Но вместо того, чтобы разъехаться по семьям, они арендуют автомобиль и отправляются в Лас-Вегас. В одном салоне - красавица Коли, смельчак Ти Кей и двухметровый громила Чивер. У каждого – своя причина отправиться в круиз. И о ней становится известно именно в пути. Водитель, как и пассажиры, оказавшись в замкнутом пространстве авто, чувствуют себя словно на приеме психоаналитика. Друг другу они рассказывают все, что скрывали от самых близких людей. Обстановка дороги тому как нельзя лучше способствует.
Все разговоры, споры, переживания, которые испытывают члены экспедиции в Вегас, происходят именно в машине. Они уходят от погони или же уходят в себя – все в рамках автомобиля. При этом не так значимо, какой модели, марки транспорт, он вообще арендован – гораздо важнее, что герои чувствуют себя здесь лучше, чем дома. Иначе для чего они пустились в путешествие?
Кстати, разговор об автомобилях в кино может быть безграничным. Вспомните, например, знаменитую бондиану. Спортивный Sunbeam Alpine Convertible, роскошный Bentley MK IV, легендарный Aston Martin, стильная белая Toyota 2000GT,блистательный фастбэк Ford Mustang Mach 1 и т.д. Перечислять железных коней Бонда, иной раз будто бы затмевающих самого Бонда, можно долго. Затем – «Такси». Здесь на сцену выходят «Пежо». Между прочим, для съемок погонь Люк Бессон специально приглашал операторов, работавших на «Формуле-1». А это свидетельствует об определенном отношении, определенном подходе к тому, как будет выглядеть автомобиль на экране.
Интересно, что представители автомобильной промышленности попадают в кино совершено различными путями. За съемки одних щедро платит сам производитель, другие становятся участниками съемочного процесса совершенно бесплатно. Просто типаж подходит или марка эта любима режиссером. Но как бы то ни было, совершенно очевидно, что подобные мероприятия автостроителям только на руку. Статистика уверяет, что отзывы об автомобилях, «засветившихся» в популярных кинолентах, становятся более многочисленными и восторженными.
Много примеров можно привести из отечественного кино. Взять хотя бы ГАЗ-21 из «Черной молнии». Или же легендарную мосфильмовскую опять же «Волгу» ГАЗ-21, на которой Деточкин в свое время уходил от погони, - так вот существует легенда, что впоследствии машина продолжила свою кинокарьеру, сыграв «такси на Дубровку» в «Бриллиантовой руке», а затем исполнив роль машины-такси героя Ефремова в «Трех тополях на Плющихе».