Создать акаунт
Культура и кино России » Рецензии на фильмы » Лекарство от ностальгии. "Груз-200" Балабанова.

Лекарство от ностальгии. "Груз-200" Балабанова.

Лекарство от ностальгии. "Груз-200" Балабанова.
Груз 200

Прошло пять минут с того момента как экран монитора заполнили финальные титры фильма Алексея Балабанова "Груз 200". Чувство безысходности одалевает меня всё сильнее. И всё из-за "какого-то фильма". Нет, "Груз 200" не шедевр, но картина заставляющая задуматься, напрячь свои среднестатистические извилины головного мозга, в конце концов просто переживать общечеловеческие чувства, простые и понятные - грусть, отвращение, радость... Картина, которая сможет оставить равнодушным только самого непробиваемого человека. Картина о которой будут спорить и которую будт подробно разбирать. Мои слова и мысли может и будут лишены стройности и формы, но то что они переполнены эмоциями и чувствами, надеюсь доказывать не придется.
Прошло шесть минут...

1984 год. Завкафедрой научного атеизма засидевшись у своего брата дотемна всё же решает ехать навестить матушку в Ленинск. Но в дороге у него ломается верный "Запорожец". Ему помогает (руками слуги-вьетнамца) бывший зек, верующий человек, в дом которого забрёл профессор. "Разговор" с хозяином о боге и советсокй власти чудом не перерастает в драку и профессор уезжает на починенном автомобиле. Кстати, это место в округе является еще и магазином торгующим горячительными напитками. Главные клиенты - люди, которым не хватило выпитого, а магазины уже закрыты. Одним из таких - местный стиляга Валера, заглянувший за добавкой со своей молоденькой подружкой, дочкой секретаря райкома, после дискотеки. Валера напивается и забывает о пассии и та попадает в руки озабоченного капитана милиции Журова. Она становится пленницей, а Журов её надзирателем.
Прошло семь минут...

Ценность "Груза 200" в том, что в нём нет ни намека на искусственность. Балабанов не сглаживает углы, не пытается натянуть на серую, беспросветную действительность, хоть сколько-нибудь радужную маску с надеждой на иное будущее. Его СССР - не могучая красная машина, но алчная, погрязшая в пороках клоака, с незначительным намеком на цивилизованность. Здесь добро и порядочность - инородные тела в организме страны. Надо сказать, что во время просмотра понимаешь, что хоть и прошло 23 года в нашей стране, которая успела сменить название, не многое поменялось. Про ментов вообще можно писать отдельный трактат. Балабанов не скрывает своего, мягко говоря, негативного отношения к этой прослойки общества. "Груз 200" тому доказательство. "Люди в погонах не меняются" - правило режиссера.
Прошло восемь минут...

В всем в фильме виден Балабановский почерк - от музыки, сотканной из рок и поп напевов конца семидесятых - начала восьмидесятых, и заканчивая подбором актеров. Очень похож Полуян, играющий маньяка-мента, на Сухорукова из Брата-2, а профессор(Громов) - копия Маковецкого. Сюжет развивается неторопливо. Еще одна черта Балабонова - вера в человека, в одиночку способного изменить положение вещей в обществе, а не в систему - громоздскую, неуклюжую... В "Войне", в обоих "Братах" или, например, в "Жмурках" главные герои уже надевали маску правосудия и своими руками наводили порядок в прогнившем с ног до головы в классовом обществе. В "Грузе" эту роль Балабанов отдаёт на откуп сожительнице зека Антонине. Но вот ведь заковыка, если в упомянутых выше фильмах, после "кары человеческой" мы осознавали присутствия духа светлой надежды на светлое будещее, то убийство Журова в "Грузе 200" воспринимается лишь как неотъемлемая часть той пугающей советской жизни.
Прошло девять минут...

"Груз-200" - чистейшей воды хоррор, заставляющий поморщиться или отвернутся от экрана в испуге куда чаще, чем любой "Звонок" или какой-нибудь "Крик". Идеальная таблетка от ностальгии по советской эпохи. И хотя это только мнение Балабанова, я считаю, что такое мнение имеет место быть. Пересудов и споров "Груз" наплодит несщадное количество и уж точно никого не оставит равнодушным. И дело не в мерзких сценах сексуального насилия и издевательств над молодой девушкой, а в самом настроении фильма. В бледно-сине-серых пейзажах Ленинска бродит призрак безысходности. Призрак вседозволенности. Призрак зла.
Прошло десять минут...
13 июл 2007, 18:31
4 598
0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Смотрите также: