Создать акаунт
Культура и кино России » Рецензии на фильмы » Парфюмер - четко отрецензирован

Парфюмер - четко отрецензирован

Парфюмер - четко отрецензирован
[/CENTER]

Главный герой – Жан Батист Гренуй. В момент рождения на него наклеена печать отвержения обществом. Он не нужен матери, и остальным взрослым – тем более. До тринадцати лет живет в приюте у жестокой мадам Гайар, затем его покупает хозяин дубильни, на которой мало кто выживает более пяти лет. Так и вырос он с печатью отвержения людьми. Как жить ему, никогда не знавшему любви, не развитому достаточно для того, чтобы адаптировано вести себя в обществе? Он создает для себя собственный иллюзорный мир как способ защиты от чуждого мира людей. Он живет в мире запахов и ради создания новых духов убивает красивых девушек. Благодаря своему гениальному обонянию он добивается абсолютной власти над окружающими, но обнаруживает, что власть ему не нужна. Он не этого искал. Он искал любви. Он испытывает фрустрацию и позволяет убить себя людям, в среде которых он не нашел приюта.



У Гренуя много антагонистов. Самой первой в этой ипостаси выступает его мать, которой он, новорожденный, оказывается не нужным. Рожденный под вонючим рыбным прилавком, он так и остается лежать в грязи, обреченный родительницей на смерть. Автор подчеркивает, что Гренуй не пожелал мириться с обстоятельствами и предпочел жизнь – он издал первый крик. Затем антагонистом становится хозяйка приюта мадам Гайар, обеспечившая ему такое воспитание, что к пяти годам он все еще не умеет говорить, его интеллект слишком неразвит, а душа суха от ненависти окружающего мира. Как Гренуй реагирует на эти критические обстоятельства? Он ведом волей жить. Мадам Гайар сменяет хозяин дубильни, для которого жизнь его работников гроша ломаного не стоит, но Гренуй приспосабливается – он хочет жить. Следующий антагонист – парфюмер Бальдини. Он использует обонятельный талант Гренуя в корыстных целях, не отдавая взамен то, что больше всего нужно молодому человеку, – любви. Гренуй приспосабливается и к этим условиям, впитывая от них все, что они способны дать. Следующий антагонист – парфюмер Дрюо. Он – типичный враг, каких много встречалось на пути Гренуя. Он груб, жесток, демонстрирует, что его подмастерье – существо низшего порядка. Гренуй очень хорошо умеет приспосабливаться к таким жестоким обстоятельствам – у него огромный опыт их преодоления. Он приобрел навык внешнего выражения покорности, что обеспечивает ему защиту его иллюзорного мира, который он в это время активно создает. Наконец, последний антагонист – отец Лауры. Когда он встает на пути главного героя, тот уже хорошо знает, в чем заключается его жизнь. Ему ясны цели, которые он достигает. Ему нужна дочь этого знатного человека, потому что она очень красива и источает ароматы, достойные для последней составляющей его духов. Он к этому времени уже приобрел опыт противопоставления своей воли чужим интересам.



Сюжет развивается вокруг загадки благодаря тому, что в завязке проиллюстрировано вынесение жестокого приговора Греную перед лицом многотысячной толпы, а затем начинается рассказ о том, что привело парня к такой печальной участи. В фильме есть еще одна загадка – более утонченная. Она интригует вопросом о том, зачем герой убивает молодых девушек. Полный ответ дается в финале.

Сюжет развивается посредством слов не в меньшей степени, чем посредством действий. Слова заставляют думать о том, что происходит с героем.

Восприятие героев показано – кадр содержит глубину, которая позволяет погрузиться в их внутренний мир, понять, почему в их жизни все происходит именно так.

В пятилетнем возрасте Гренуй чувствует, что поднялся над своими сверстниками. Он не размышляет о том, почему так происходит – просто ему удобно защищаться от их отчужденности таким способом. Он страдает от условий, в которых находится, но не позволяет им властвовать над своей душой. Он выше их. Он вознесся над всеми и выдумывает свой собственный мир – это необходимо ему для выживания. Он хочет познать скрытую суть всех вещей, их тайну. Когда мадам Гайар приводит его к хозяину дубильни, он отчетливо видит, что этот человек очень злой и жестокий. Но страха нет, потому что его вымышленный мир, в котором он вознесся над всеми, уже укреплен. В период адской работы в дубильне Гренуй приспосабливается с помощью внешней покорности. Знает, что в покорности заключается его сила, это качество – единственное, что помогает ему выжить. Когда хозяин дубильни берет его с собой в город, Гренуй очаровывается многообразием впечатлений и испытывает сильный интерес к тому миру, который был ему до сих пор неизвестен. Чувствует любовь к этому миру, жаждет соединиться с ним. Он уже взрослый, но еще не умеет определять в окружающем отдельные, конкретные объекты, а видит все как единое, неразличимое целое, и это целое зовет и волнует его. Он руководствуется обонянием, потому что ему легче всего ориентироваться в мире именно таким способом. Постичь запахи для него не самоцель, его цель – познать мир, который он любит. При этом он равнодушен к отдельным людям, которых видит вокруг. Понимает, что никому из них нет дела до него, и чувствует себя отщепенцем. Когда он видит девушку со сливами, ощущает влечение к ней и не понимает, что с ним происходит. Эта девушка – первый в его жизни человек, который выделился на фоне толпы и обозначился в личность. Чувствует, что полюбил ее, несмотря на то, что еще не видел ее лица. Не знает, как вести себя с ней, потому что у него нет опыта общения с родным человеком. Хочет что-то ей сказать, но не знает что. Очень стесняется, потому что не умеет облекать свои мысли в слова. Все, на что он способен в этот момент – только вдыхать ее запахи и наслаждаться ими. Слышит, что приближаются посторонние люди, и зажимает рот девушки, чтобы она криком не привлекла их внимания, потому что точно знает, что его накажут, если обнаружат здесь. Эти люди – враги для него, очень остро ощущает это. Когда он обнаруживает, что девушка задохнулась, долго не может понять, что случилось. Он не заметил, как убил ее. Обнюхивает ее труп, чувствуя сильную любовь к ней. Он все еще не осознает, что она умерла, поэтому нет огорчения, есть только одна любовь к ней. Ему открывается то, что раньше было неизвестно – женское тело, притяжение к нему. Думает: «Я же уйду сейчас и потеряю ее. Как бы сохранить ее для себя?» С этих пор он не может жить по-прежнему. Понимает, что раньше пребывал в неведении и не знал, что может быть что-то другое, чем рабский труд. Теперь он хочет более достойных условий существования, у него возникает потребность в близких отношениях. Когда он знакомится с Бальдини, чувствует, насколько он чужд этому человеку. Он не может простить себе убийство девушки, поэтому преувеличивает ненависть окружающих к нему. Испытывает желание сделать добро парфюмеру для компенсации своего греха, преданно служить ему. Хочет добиться его расположения, чтобы хоть кто-то относился к нему как к человеку, а не как к средству труда. Но замечает, что остается ничтожеством в глазах Бальдини. Он раскрывает мэтру свои знания о составе духов и видит в его глазах агрессию. Констатирует, что этот человек ненавидит его за что-то. Что ж, с этим необходимо смириться. Когда он предлагает Бальдини выразить в формуле свои знания о новых духах, он уже не преследует цель понравиться, а движим желанием самовыражения в любимом деле. Когда он занимается этим, чувствует себя счастливым. Этот процесс поглощает его, позволяет забыться. В награду за оказанную услугу Бальдини прогоняет его – Гренуй думает, что это норма. На нем стоит клеймо, все всегда будут ненавидеть его. Когда он видит Бальдини, предлагающего хозяину дубильни деньги за него, понимает, что мэтр находится в его власти, и удовлетворен этим. Когда Бальдини рассказывает ему о тайнах составления духов, Гренуй проникается мыслью о том, что следует переключить свою потребность любви с мира людей на царство запахов, которые не предадут его. Ведь каким бы он ни был хорошим и как бы много ни работал, Бальдини все равно не полюбит его. Принимает решение, что уйдет в мир запахов и будет жить ими – у него просто нет другого выхода. Слишком ненавидят его люди, слишком не хотят, чтобы он был среди них. Чем больше он работает в мастерской Бальдини, тем больше отдаляется от мира людей. Ему нужно научиться захватывать и сохранять запахи – это становится для него единственной целью, единственным способом жить. Он не может добиться этого, и это ввергает его в отчаяние. Он пытается получить запах кошки, вываривая ее в аппарате, и Бальдини приходит в ярость. Гренуй равнодушно относится к его агрессии – он не ждет ничего хорошего от людей. Его мир – мир запахов, в нем нет людей. Он заменил людей на запахи. Когда Гренуй идет в Грас, он наполнен надеждами. Думает, что впереди его ждет возрождение, он найдет любовь и хорошие условия для жизни. В пещере он чувствует себя спокойно, потому что его окружают камни, а не люди. Он впервые осознает, что это такое – жить, не ощущая ненависти к себе. В городе к нему вновь приходит тоска. Он понимает, что Лаура никогда не будет принадлежать ему – слишком красива и благополучна. Он хотел бы любить ее, потому что в нем очень велика потребность любить. Его угнетают мысли о том, насколько он отщепенец, никому не нужен. Чувствует себя несчастным, потому что он за пределами мира людей. Когда он вновь видит Лауру, запрещает себе показываться ей на глаза, потому что боится, что нечаянно сделает с ней то, что с той, первой девушкой. Ему нужно что-то понять, прежде чем приблизиться к ней, чему-то научиться. Оказавшись в новом коллективе парфюмерной мастерской, он в который раз вынужден констатировать, что, как бы он ни был умен и хорош, люди никогда не оценят этого и будут считать его низшим существом. Он идет к проститутке, чтобы использовать ее тело в учебных целях. Его задача – научиться сохранять запах. И вновь он сталкивается с ненавистью. Она не скрывает своего презрения. Он наполняется решимостью сделать все, что ему необходимо, несмотря на ее протесты. Возникает огромная злоба к ней. Он убивает ее из ненависти, чтобы одержать над ней верх. Когда он через ограду наблюдает за Лаурой, чувствует себя изгнанником. Этот благополучный мир недоступен ему. Он находится на слишком низкой ступени по сравнению с этими людьми. Думает: «Вы считаете, что только вам доступно счастье, а мне – нет?» Он больше не чувствует любви к Лауре, потому что ненависть из-за ее благополучия перебивает любовь. Знает, что она так же не будет любить его, как и все остальные. Он убивает двух девушек-близняшек, понимая, что это его месть миру, который отвергает его. Он добьется власти над этим миром – это его цель. Если у людей нет любви к нему, то пусть они будут трепетать перед ним в страхе. Он заставит их бояться и почитать его. Его новые духи почти готовы, остается только убить Лауру, чтобы дать им последний аккорд. Но девушку увозят из города. Он вынужден преследовать ее, ощущая при этом, что он наконец-то одержал власть над чуждыми ему людьми. Теперь они управляемы им. Удовлетворен своим положением. Когда он смотрит на спящую Лауру, понимает, что уже давно не любит ее, а даже ненавидит за то, что ее жизнь такая благополучная. Но в то же время чувствует жалость к ней. Жалость борется в нем с необходимостью убить. Когда его арестовывают, он спокоен – ничего хорошего он не ждал от людей. Он привык к их ненависти. Когда отец Лауры пытает его, Гренуй сконцентрирован на том, чтобы не обнаружить слабость перед врагом и таким образом одержать верх над ним. Слыша о том, что во время казни ему будут ломать суставы, программирует себя на то, чтобы не показать толпе, что ему больно, не издать ни единого стона. Когда он обнаруживает, что сила созданных им духов невероятно огромна, что она заставляет толпу любить его, он не верит происходящему. Он не ожидал, что у его духов такая власть. Он просто хотел, чтобы запах женщины принадлежал ему. Наблюдая за толпой, выражающей любовь к нему, не может понять: зачем ему нужна власть, что с ней делать. Люди такие низкие. Они неинтересны ему. Понимает, что не переставал любить девушку со сливами, и что ее никто не заменит. Все это время он искал свою первую любовь в других людях, и теперь понимает, что потерпел неудачу. Ему ничего не нужно без этой девушки. Он решает отдать себя на убиение людям, чья судьба так же неблагополучна, как и его. И он идет в Париж, в то место, где родился. Чувствует сильную любовь к этим людям – ведь они такие же несчастные, каким он был всю свою жизнь. Хочет, чтобы они любили его в последние минуты его жизни. Выливает на себя духи, чтобы эти люди замучили его своей любовью. Так он наказывает себя за все убийства, которые совершил.

Аксиома о достоверности образов героев соблюдена, несмотря на то, что образы четырех антагонистов Гренуя – его матери, мадам Гайар, хозяина дубильни и парфюмера Дрюо – содержат в себе только негативные характеристики. Подробное описание их характеров автор заменил на метафоричность, которой пронизаны их образы. Эти четверо – символ зла, преследующего Гренуя с рождения, сформировавшего его внутренний мир в искалеченном виде. Автору важно было показать, что делает с ребенком среда, лишенная любви, какое действие производит зло на формирующегося человека. Средством создания метафоры автор избрал смерть всех четверых исключительно злых антагонистов сразу после того, как Гренуй уходит от них. На данный факт невозможно не обратить внимания, он запоминается и воспринимается как нейтрализация того зла, которое они причинили герою.

Идея фильма сильная. Гренуй терпит поражение в борьбе за создание собственного иллюзорного мира, защищающего его от зла, которое окружает его. Следовательно, идея звучит как отрицание его образа действий: «Не ищи защиты от зла окружающего мира в создании собственного ирреального мира – ты потерпишь неудачу». Как естественное продолжение этой мысли вытекает следствие: «Преодолевая невротическую абсолютизацию ненависти к тебе других людей, ищи адекватного восприятия их отношения к тебе. Ищи любовь в своей душе и в душах окружающих».

Куратор О.В., www.curator.tv
04 янв 2007, 17:17
3 174
0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Смотрите также: