sitename

«Окно в Европу» - главные события и призеры кинофестиваля в Выборге

окно в европу 2013
На фоне прочих собратьев фестиваль «Окно в Европу» смотрится несколько старорежимно: название давно уже отражает только местоположение (до границы с Евросоюзом пешком можно догулять), программа мечется между зрительской и профессиональной.

Перемены, правда, в этом году свершились. Они, что называется, налицо: начиная с того, что наконец-то на сайте фестиваля стали появляться новости и программа, и заканчивая тем, что в программе считывалась попытка объять необъятное, представить русское кино в полный рост и во всей красе. Не ограничиваясь полным метром (главное из которого все равно уходит к каким-то более зажиточным собратьям): имеется и анимация, и пухлый документальный блок.

В «Выборгский счет» влючили мешанину из полного метра, уже засветившегося на старших (и не слишком) братьях: от «Небесных жен» и «Географа» до странного анахронизма, митьковского творения «Чапаев-Чапаев», припозднившегося со своими плясками на костях советского мифа лет на двадцать. Но, в общем-то, старомодность — вовсе не грех.

Куда больше заставляет напрячься то, что программа год за годом представляет собой не выстроенное послание urbi et orbi (пусть и притянутое за уши), а, скорее, стихийную толкучку, словно смотр боится забыть то, с чего начинался, кинорынок эпохи первоначального накопления капитала.

Прекрасно соседствуют здесь предметы из разных эпох и с различных планет: некондиционные поделки и радикальные эксперименты. Все бы ничего, если бы одно не затмевало другого. Странным образом, вещицы, которые быстро забываются, как дурной сон, затмевают в сознании жюри и публики действительно интересные работы (так, в прошлом году вовсе никто не заметил самое борзое отечественное киновысказывание 2012-го, «Энтропию» Марии Саакян).

В этом году генератору случайных чисел повезло — ему выпало сразу две откровенно удачных работы. И обе, естественно, оказались за бортом списка призеров. Награды здесь традиционно раздаются по принципу «старый конь борозды не испортит», что, конечно, очень мило для фестиваля, выбравшего лозунг «Русское кино. Прогноз на завтра».

Гран-при получила лента Ларисы Садиловой «Она» - именно что старомодная. Кажется, всем уже давно стало ясно, что герой-гастарбайтер — персонаж опасный и непонятный, живописать его мытарства для отечественного кинематографиста — работа в жанре научной фантастики. Особенно трогательно выглядит, конечно, награда Александру Адабашьяну «за современный стиль мышления» (спасибо, обошлись без приза, скажем, Гармашу как открытию года и не назвали ту же Садилову многообещающим режиссером).

Действительно же главными стали два фильма, жюри никак не отмеченные. Во-первых, «Тяжелый случай», камбек Константина Мурзенко, лучшего сценариста конца 90-х, хранившего последние годы молчание. И вот вернувшегося — нет, не с приветом из прошлого, а с очень адекватной и неожиданной комедией современности.

Причина интереса к «Случаю» - не в том, естественно, что разыграна лента кинокритиками (от Михаила Брашинского, исполняющего главную роль, до Любови Аркус и Лидии Масловой). Любопытно, как мамонт посмотрит на современный, населенный слонами и тиграми дикий мир. Взгляд оказался трезвым и понимающим. Куда более, чем можно было ожидать — лента про мента, потерявшего память, оказалась и неплохой тонкой пародией на все тренды отечественного кино последних лет, и сама по себе вполне может получить статус «народной комедии».

Интимные места трейлер к фильму

Примерно на том же поле сработал другой сценарист, Геннадий Островский, дебютировавший в режиссуре «Пельменями», в которой пародийности уже — ни на йоту, зато зрительский потенциал и адекватность современности налицо. Обладающие все теми же свойствами «Интимные места» Алексея Чупова и Натальи Меркуловой получили уже на фестивальном поприще все, что можно.

«Пельмени» же — просто потому что премьера их состоялась в таком антураже — вряд ли могут на что-то такое претендовать. А жаль.
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив