Создать акаунт
Культура и кино России » Новости кино » Виталий Манский: «Мне не нужны аплодисменты, мне нужна оторопь зрителей»

Виталий Манский: «Мне не нужны аплодисменты, мне нужна оторопь зрителей»

Виталий Манский: «Мне не нужны аплодисменты, мне нужна оторопь зрителей»

На Кинотовре-2013 лучшим фильмом признана документальная лента Виталия Манского «Труба». Мы встретились с Виталием Всеволодовичем, чтобы расспросить о процессе съемок, многозначительном названии фильма и смысле наград для режиссера.

- Когда вы получили на «Кинотавре» главный приз за единственным представленный на конкурсе документальный фильм, это вызвало удивление критиков, как Вы думаете, что повлияло на мнение жюри?

- Я очень ждал реакции и оценки критики, но что мне дадут приз – и в мыслях не было. С моим богатым опытом участия в фестивале именно как режиссера документальных картин, а учувствовал я пять раз, я ждал чего угодно, только не наград. Но что скрывать, это был самый приятный сюрприз в моей жизни! «Труба», безусловно, является документальным фильмом, но от классической документальной ленты его отличает продуманная работа режиссера, иногда даже постановочная работа.

- В чем именно заключалась постановка?

- Например, в фильме были использованы информационные таблички с указателями. Это было необходимо, так как не всегда можно донести свою мысль чисто документальными кадрами. И мы нашли компанию, где можно было заказать изготовление табличек, так сказать, индивидуального характера. Это помогало направить внимание зрителя в нужную мне сторону. Ведь Вы поймите, в документальном кино, действие порой разворачивается вопреки твоему желанию и эти моменты оказываются самими ценными. Если же, Вы привносите, в пусть и документальный фильм, художественный замысел, то сразу начинают действовать другие законы. Вам необходимо ставить оператора в нужную точку, называть какое-то место своим именем, и тогда все, что разворачивается на экране, приобретает другой смысл.

- Где именно в фильме Вы использовали информационные таблички?

- Специально для нас изготовили большие позолоченные буквы, из которых мы составили слова «Европа» и «Азия» для сцены свадьбы. Помните, где жених несет невесту на руках как будто из Азии в Европу? Мне кажется, получился очень удачный кадр. У нас в некоторых уголках России такие здания, что и не понятно, что это, дом, магазин, больница.. тоже приходилось использовать специальные таблички и просить сделать их с эффектом «изношенности».

- А можно сказать, что у фильма был заранее спланированный сценарий?

- Да, конечно, я этого никогда не скрывал. Но он был написан исключительно из-за дальности наших путешествий и большого количества мест, в которых мы побывали. Нужно было изначально понять, что с чем будет сочетаться и покажется интересным зрителю.

- Но Вы ведь сами написали «Манифест документального кино», как подобный сценарий соотносится с ним?

- Не думаю, что здесь есть противоречия. Сценарием являлся маршрут и возможные, только предполагаемые действия. Например, в сцене у вечного огня 9 мая, по сценарию, должны были участвовать пожилые ветераны, старик и старуха. А получился совершенно гениальный кадр с генералом, рассказывающий, что Горбачеву был подарен дом на 300 комнат и ответный возглас солдата – «а на шо ему столько?». Когда пишешь сценарии к документальному кино, важно чувствовать общее настроение кадра, а не прописывать действия.

- Каким образом вы выбирали людей, которым суждено воплотить в жизнь Ваши идеи?

- Я ничего не подбирал и не выбирал, фильм состоит из удачных случайностей. Но все они, конечно, были найдены нами, исходя, опять же, из того, что мы хотели приподнести зрителю. Мы запланировали снимать семью, живущую без газа и современных средств коммуникации, телефона и интернета, только свою натуральное хозяйство. Но один из членов семьи повесился за несколько дней до назначенной даты съемок, и мы нашли кузнеца, живущего в похожих условиях, и героем этого эпизода стал он.

- И все-таки, почему «Труба»?

- Отличное слово, многозначительное. К сожалению, оно создаем массу проблем для переводов. Мы не нашли ни в одном из языков адекватного аналога, точно передающее то, что в нашем языке передает «труба». Мы даже подумали, чтобы предложить ввести в иностранные языки «truba», со всей многогранностью, для русского уха, смысла.

- В фильме нет финала, как такового, это тоже было прописано в сценарии?

- Да, у меня было много материла для самых разных финалов, ярких и запоминающихся. Возможно я бы даже мог сорвать аплодисменты зала. Но моей целью было другое. Мне нужна оторопь в зрительной зале, ощущение бессмысленности и растворения, внезапное исчезновение картины. Мне кажется, что цель была достигнута.

Труба официальный трейлер

[media=http://www.youtube.com/watch?v=iQ0HrcvF0rA]
06 авг 2013, 16:28
2 067
0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Смотрите также: