Создать акаунт
Культура и кино России » Ретроспектива кино » Квант милосердия - очень крепкий блокбастер

Квант милосердия - очень крепкий блокбастер

Квант милосердия - очень крепкий блокбастер
Квант милосердия - очень крепкий блокбастер

Название ленты квант милосердия взято у рассказа Флеминга, напечатанного в журнале Cosmopolitan в мае 1959 года. Его сюжет не имеет ничего общего с содержанием боевика. Зато это первый за более чем 20 лет случай, когда для кино про Бонда использовано заглавие оригинального текста Яна Флеминга.

Термин «квант милосердия», придуманный Флемингом, означает ту меру доверия и душевного комфорта, которая порой возникает между людьми, вдруг обнаружившими общие интересы. Он и является лейтмотивом фильма. В ходе подготовки проекта сценарист Пол Хэггис едва ни стал его режиссером. Однако он уклонился от такой ответственности. Актер Дэниел Крэйг, играющий Бонда, всегда был фанатом Марка Форстера («Бал монстров») и тут же пробил его кандидатуру в качестве режиссера.

В прокат «Квант милосердия» выходит в год, когда отмечается 100-летие со дня рождения создателя образа агента 007. Писатель, кадровый разведчик и плейбой Ян Флеминг появился на свет 28 мая 1908 года.


После прокатного триумфа Казино Рояль продолжение приключений агента 007 «Квант милосердия» ждали с огромным нетерпением. Создатели саги приложили максимальные усилия по продвижению своего детища. Приступив к съемкам, авторы хотели логически продолжить «Казино Рояль», поэтому существенных изменений Бонд не претерпел.

Но в «Кванте» он движим другим мотивом, и это – месть. Хотя к финалу его мотивы меняются. В боевике, как и обещалось, авторы гнут линию «Казино»: много драматизма, реализма, ярких характеров. В итоге, Бонд уже не охотится за мегаманьяками в темпе вальса, попивая мартини с водкой. Он неумолимо преследует убийц своей пассии из предыдущей серии.



Установив, что его бывшая возлюбленная в результате шантажа была замешана в неких темных делах на Гаити, что и повлекло ее смерть, одержимый жаждой мести Бонд, человек с пистолетом и проблемной психикой, отправляется на очередное задание, всюду оставляя мертвецов. Цель Бонда - тайная организация «Квант», пустившая корни всюду, включая британское правительство. Организация представлена промышленником Домиником Грином (Матьё Амальрик), который ратует за экологию и имеет пакт о ненападении с ЦРУ.

Тайное сборище оказывается куда серьезней, чем можно было предположить, а главный злодей, с виду ничем непримечательный европеец - опасней, чем любой террорист с бородой и автоматом наперевес. Доминик Грин помогает генералу-бандиту Медрану (Хоакин Косио) стать правителем одной южноамериканской страны. В обмен бизнесмен требует, казалось бы, совершенно пустой и экономически непривлекательный район страны. Агент 007 начинает распутывать дело, в которое ему не стоило влезать. В перевороте заинтересованы многие стороны, и за Бондом начинается охота, британское правительство начинает вставлять своему агенту палки в колеса, а недавний союзник ЦРУ и вовсе начинает охоту за ним.


После очередной парочки убийств агент 007 вступает в союз с некой Камиллой (Ольга Куриленко), у которой свои причины примкнуть к Бонду. Она, так же как и британский суперагент, ненавидит весь мир и одержима местью. Америка, в бондиане традици¬онно выступавшая союзником, тут в сговоре со злом. Форстер оживляет мировые заговоры кино 50-х и бросает Бонда в пекло новой мировой реальности, где враг не локализован и даже не назван по имени, это не корейцы, не арабы, не русские, не международный терроризм - враги тут вообще все.


Режиссер, в лучших своих работах исследовавший человеческие возможности жить дальше даже тогда, когда по всем признакам надо умереть, доводит Бонда до точки кипения и идет дальше, два часа показывая человека без принципов, идеалов и сдерживающих центров. Безжалостный герой, когда возникает угроза жизни, может спокойно прикрыться телом умирающего друга, а потом похоронить его в мусорном баке. «Ему все равно» - вот объяснение английского агента. Джеймс Бонд убивает много и жестоко. Начальница Бонда - М (Джуди Денч), еще в прошлом фильме взявшая привычку возмущенно вскрикивать: «Джеймс, вы убили его!», от восклицаний ¬пере¬ходит сначала к усталой констатации ¬факта: «Так вы и его убили», потом к уговорам: «Не убивайте хоть этого». Её просьбы доходят до адресата, когда тот уже сломал ¬со¬беседнику обе руки, ногу и шею.

Если нового «Бонда» в чем-то хочется упрекнуть, так это в странном желании на бегу устроить герою что-то вроде духовного перерождения. Попытка показать, как он эволюционирует под влиянием обстоятельств и встреч с интересными людьми, зара¬нее обречена на провал. Чуть размякший от любви 007 в финале «Казино Рояль» выглядел правдоподобно (в первую очередь потому, что было ясно: эта любовь кончится очень плохо), а вот сознательность, затеплившаяся в его синих глазах под конец «Кванта», - это как-то мало похоже на правду. Режиссер заигрался с психологией, допуская провисание темпа. Шпиону все же не к лицу долгая рефлексия.

[media=http://www.youtube.com/watch?v=6kp8wuuSWp4]

В целом, 22-ой фильм о Джеймсе Бонде - это очень крепкий блокбастер. Фактически лишенный сюжетных переворотов, загадок и разгадок, тем не менее «Квант милосердия» является плотью и кровью современного боевика. Сложно вспомнить хотя бы один фильм, где пятиминутная погоня будет смотреться так интересно и реалистично, а любая драка будет захватывать красочными кадрами и мощным экшном.

Единственное, что несколько вываливается из общей реалистичной и жестокой картины - это агенты ЦРУ, непревзойденные идиоты, воплощенные гениями второго плана Дэвидом Харбором и Джеффри Райтом. С напряженными и многозначительными выражениями лиц эта пара проходит через весь фильм, делая вид, что от них зависит если не все, то, по крайней мере, многое.

В реальности же Харбор и Райт - настоящие карикатурные американцы - отнимают у русских героев классическое амплуа «идиотов с пушками». России вообще в «Кванте милосердия» непривычно мало. Кроме теневого банкира и его конторы «грузоперевозки из Москвы», «черного тела», в котором, по словам английского министра, Россия держит весь мир, и финала в Казани - упоминаний вчерашнего врага всего прогрессивного мира почти нет. Мир поменялся, и агент 007 борется теперь с врагом внутри.



Из других недочетов картины можно отметить, что негодяям здесь все-таки уделено мало внимания, а шутки редки и слишком сухи. Тем не менее фильм производит впечатление. «Квант милосердия» - невероятно соответствует современному миру и исключает ностальгию по исчезнувшим идеальным стрелкам на брюках Мура и пижонству Шона Коннори.

Марк Форстер нарочито подчеркивает, что с прошлым покончено, и когда у агента 007 спрашивают, что он пьет, тот отвечает, что даже понятия не имеет. Какое тут мартини с водкой и «меня зовут Бонд, Джеймс Бонд».


Что касается названия, Дэниел Крэйг сказал: "По великой традиции бондовских фильмов, название картины часто бывает совершенно бессмысленным". Похоже, это не так. Скорее авторы шли от противного: милосердия и доверия в поступках Бонда явно нет, и организация КВАНТ явно не является источником этого самого милосердия. Однако, финал фильма вновь остается открытым: дверца в КВАНТ настежь так и не распахнется. Будем ждать продолжения.
20 окт 2011, 15:41
5 921
0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Смотрите также: