Создать акаунт
Культура и кино России » Ретроспектива кино » Подземелье Ведьм - за лаврами Спилберга

Подземелье Ведьм - за лаврами Спилберга

Подземелье Ведьм - за лаврами Спилберга
Подземелье Ведьм

Зачем мы снимаем фантастику? Зачем снимаем комедии, боевики, детективы, мелодрамы? Зачем вообще снимаем кино?

Чтобы, наверное, получить от увиденного тот заряд эмоций, который необходим человеку при познании окружающего мира. Возможно это лишь при высоком профессионализме авторов и их огромном уважении к жанру, в котором они работают, а также- к зрителям, которые придут на этот фильм.

В общем, всё очень просто. Бери - снимай. Наши кинематографисты так и делают: берут и снимают, отбросив все условности.

В то неспокойное, сумбурное время (надо заметить, что фильм «Подземелье ведьм» был снят в 1990 году), когда огромная страна, напрочь лишённая сильных руководителей, подточенная «изнутри» гласностью и перестройкой и «закулисно рвущемся к государственной «кормушке» Борисом Николаевичем вместе со сворой «новых демократов- реформаторов», акцент делался на коммерческое кино. Зачастую при этом терялся не только профессионализм, но и элементарное уважение к зрителю.

Я не против, чтобы «наши киношники» учились у американцев или французов. Я- за. Учитесь, но не копируйте слепо! Копирование, особенно бездарное, всегда приводит к фальши, к утрате художественных достоинств.

Подземелье Ведьм


«Лавры Спилберга и Лукаса не дают покоя нашим кинематографистам»- эта мысль как-то промелькнула в прессе того времени по поводу выхода на советские экраны отечественного супербоевика «Подземелье ведьм». Предполагалось, что фильм вызовет большие очереди у касс. Ещё бы! Картина собрала цвет того времени отечественного кино: любимец публики (после триумфа «Гардемаринов») Сергей Жигунов, Марина Левтова, Николай Караченцов, Жанна Прохоренко, Дмитрий Певцов. К тому же фильм был поставлен по сценарию классика фантастического жанра Кира Булычёва (помните его «Приключения Электроника», «Гостья из будущего»?).

В принцип сюжет неплохой: в силу каких-то необъяснимых причин эволюция на далёкой планете Заур (учёные с Земли в шутку назвали эту планету Эволюционным уродом) дала сбой, и поэтому здесь одновременно существуют и птеродактили, и мамонты, и племена хорошо вооружённых полудиких кочевников. В этот странный и загадочный уголок Вселенной прибывает с Земли группа астронавтов- исследователей во главе с инспектором галактического центра Андреем Брюсом (Сергей Жигунов). Именно здесь, на Зауре, земляне впервые сталкиваются с мощью и агрессивностью полудиких племён. Захвачен и уведён в плен один из астронавтов Жан (Николай Караченцов).

Подземелье Ведьм


Бесстрашный Андрей Брюс отправляется на поиски Жана, а заодно он пытается разгадать тайну планеты. По пути герой знакомится с молодой дикаркой Белогурочкой (ныне покойная Марина Левтова), чьё племя было некогда разбито племенем ведьм (так называется племя, похитившее Жана и которое разыскивает главный герой). На пути героев встают всевозможные преграды, но, как и положено благородным героям, они преодолевают их. А в финале Андрей Брюс, освободив из плена Жана, вступает в смертельную схватку с вождём племени ведьм зловещим Октин- Хашем (Дмитрий Певцов).

Вроде всё хорошо, всё прекрасно! Погони, драки, приключения! Что же ещё надо нашему зрителю? Сиди и восторгайся. Но дело в том, что восторгаться- то нечем. «Подземелье ведьм» представляет собой очередную отечественную «подделку» (или «дешёвку», как хотите), сделанную на скорую руку. Никакого Спилберга или Лукаса даже вблизи не видно. Всё снято грубо, примитивно и, что особенно грустно, без всякого уважения к жанру фантастики, без уважения к зрителям. Д

умаю, что не стоит особо ругать дебютанта большого кино, молодого режиссёра Юрия Мороза (в те времена Юрий Мороз только начинал свой режиссёрский путь в большом кино) за столь неудачное начало. Как говорится, всё ещё впереди. Впоследствии Юрий Мороз полностью переключился на создание телесериалов ( «Каменская» чего только стоит. А сериалы «Женщины в игре без правил», «Дети Ванюхина», «Братья Карамазовы»? Но это не от большого ума, а скорее всего от безвыходного финансового положения режиссёра). Правда, в 2006 году снял неплохую социальную драму об уличных проститутках «Точка».

Но вернёмся к фильму «Подземелье ведьм». Режиссуры в фильме не чувствуется вообще, нет чёткости, стройности сюжета. Нет зрелищности и динамизма. Всё наивно и примитивно. Диалоги персонажей бессвязны и пусты. Создаётся впечатление, что герои существуют сами по себе, а актёры- сами по себе. Любимец публики, «славный гардемарин» Сергей Жигунов в роли инспектора Брюса, как всегда, неубедителен, его образ не несёт печати времени, он начисто лишён чувства жанра, в котором снят фильм. Провалом (иначе не назовёшь) отмечены роли Левтовой и Караченцова. Они просто усугубляют просчёты фильма, вносят смятение в сердца своих поклонников.

Не стоит, думаю, особо критиковать специалистов по эффектам, пиротехников, художников и прочих работников технической стороны. Здесь их вины нет. Наоборот. Они сделали, что могли, учитывая нашу (в те времена, начало 90-х) допотопную техническую оснащённость кинематографа. Были старательно воссозданы картины древнего мира, из музейных архивов забрали старинные металлические предметы того времени, которые хорошо сохранились до наших дней при помощи специальной обработке, основанной на методе гальваники. И на том спасибо! Может быть, всё же не так уж и плохо, что лавры Спилберга и Лукаса не дают покоя нашим кинематографистам. Но мне не дают покоя халтура, примитивизм и убожество нашего жанрового кино.

Неужели мы растеряли всё лучшее, что когда-то имели, и таланты не выбирают нашу землю для своего появления? Неужели мы никогда не сможем, даже попытаться, приблизиться к уровню великих коммерческих режиссёров? Не хочу в это верить, потому что знаю, что земля русская способна давать своих лукасов, спилбергов, камеронов и баркеров. Есть у нас крепкая основа предков- сказки, предания, былины, давшие толчок рождению многих западных коммерческих киноталантов. Есть прекрасные актёры, не уступающие Харрисону Форду, Патрику Суэйзи, Николасу Кейджу и другим зарубежным кинознаменитостям. Есть прекрасные сценаристы, операторы, композиторы…. Эх, всё у нас есть! Только бы «техника не подвела»…
12 фев 2008, 14:14
8 872
1
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Gsedoy
Gsedoy
1 февраля 2012 21:45

а вот тут вы не правы. фильм снят без должных спец эфектов,с точки зрения современного человека. исходники почитайте. даю подсказку Кир Булычев Подземелье ведьм. прочитайте,а потом хулите. тот же Конан варвар не отличается эрелищностью. а ведь они одного времени,разница в год. а создать на развалинах такое,не каждому дано. у нас СВОЯ школа есть. вот пусть по ней и снимают. без спилбергов и иже с ним.

Смотрите также: