Создать акаунт
Культура и кино России » Ретроспектива кино » Город живых мертвецов - шарм внутреннего страха

Город живых мертвецов - шарм внутреннего страха

Город живых мертвецов - шарм внутреннего страха
Город живых мертвецов

В 1980 году на премьерном кинопоказе в Лондоне итальянского фильма ужасов «Город живых мертвецов» с основной группой зрительской аудитории случился шок. Кто-то падал в обморок, кто-то, не сдерживая леденящего тело внутреннего страха, в истерике выбегал из кинозала. Так что же повергло в массовый ужас достопочтенных леди и джентльменов? Что же такого страшно-отвратительного они увидели на киноэкране? Попробуем разобраться…

Фильм «Город живых мертвецов» итальянского мастера «зомби-хоррора» Лючио Фульчи представляет собой обычный «ужасник об оживших мертвецах». Тема эта не нова: ещё в 1968 году известный американский «зомби-мастер» режиссёр Джордж Ромеро своим фильмом «Ночь живых мертвецов» открыл тему зомби. В 1978 году он выпускает второй фильм на подобную тему «Рассвет живых мертвецов». Популярности его «чёрной дилогии» нет предела. На волне этого успеха в Италии малоизвестный (в то время) Лючио Фульчи выпускает свою версию, свой опус о зомби.

Фильм Город живых мертвецов
На городском кладбище небольшого американского городка Данвич (вымышленный, как Зурбаган и Лисс) повесился местный священник отец Томас. Одна из жительниц этого городка, слепая девушка, во время спиритического сеанса видит эту смерть и … замертво падает на пол. Что за связь между самоубийством отца Томаса и неожиданной смертью слепой девушки-экстрасенса? Что за странные, а порой страшные, события начинают происходить после этих двух смертей в Данвиче? Чтобы раскрыть тайну этих событий в Данвич отправляется некий журналист (ох, уж эти журналисты-репортёры! До всего им есть дело!). Помощницей ему выступает некая молодая особа.

В фильме Лючио Фульчи даёт волю своим необузданным кровавым фантазиям. Каждый кадр, каждая сцена пропитана неподдельным страхом, ужасом и …отвращением (взять, хотя бы, знаменитую сцену сверления человеческой головы на токарном станке, или «сеанс гипноза» мёртвого отца Томаса, при котором у одной из героинь фильма из-за рта вываливаются внутренности). Фульчи не просто повергает зрителя в ужас, он вводит его в состояние внутреннего шока, от которого не у каждого смотрящего выдерживают нервы.

Несмотря на вышесказанное в несколько отвратительных, мерзких тонах, фильм «Город живых мертвецов», я считаю, шедевром «зомби-хоррора». Режиссёр Лючио Фульчи создал настоящий, пусть и примитивный, «киноужас», насытив его соответствующим натурализмом. А теперь посмотрим, что за кинокоманду собрал режиссёр.

Вместе с Фульчи над сценарием трудился известный итальянский сценарный трудоголик Дардано Сачетти. Сразу замечу: ничего выдающегося на своём поприще он не создал, хотя фильмов по его сценариям было снято немало. Но подкупает в творчестве Сачетти одно: несмотря на внешне «дешёвые» сюжеты (и фильмы по этим сценариям снимали «режиссёры низкого мастерства»), ему (конечно же Дардано) не откажешь в бурной фантазии и в лихо закрученных сюжетах (будь то фильмы о зомби («Город живых мертвецов»), футурологические боевики («1990. Воины Бронкса»), или приключенческие ленты о каннибалах («Ад каннибалов»)). Сразу видно, что человек не лезет в «заоблачные дали», а просто выплёскивает свои фантазии на киноэкран (надо заметить, фильмы по сценариям Дардано Сачетти пользовались огромной популярностью у определённой части киноаудитории).

Оператором «Города живых мертвецов» выступил неплохой мастер Серджио Сальветти, снявший впоследствии с Лючио Фульчи ещё несколько «зомби-триллеров». Операторская работа Сальветти очень строга и скрупулёзна. Улавливая каждый вздох, каждое движение кинодействия, его кинокамера движется медленно, как бы тоже невольно нагнетая атмосферу ужаса и страха. И ещё, что точно подмечено оператором, это съёмки крупным планом глаз героев. Именно глаза, как никакая другая часть человеческого тела, передают леденящую жуть происходящего, своим пронзительным взглядом ввергая зрителя в состояние внутреннего шока и тайного саспенса.

Весь фильм сопровождает мрачная, я бы даже сказал, шокирующая музыка Фабио Фрицци (после «Города…» композитор продолжит сотрудничество с Фульчи ещё в нескольких «зомби-проектах»). Фабио Фрицци через свою музыку очень удачно передал весь ужас происходящего на экране, его музыка проникает в каждую клеточку человеческого мозга, тем самым оказывая негативные эмоции у зрителей. Кроме того, сам режиссёр Лючио Фульчи органично «вплёл» в общий музыкальный фон, так называемые, «потусторонние звуки»: скрип половиц, завывание и свист ветра, звон падающих капель воды. Всё это играет немаловажную роль в поддержании общего саспенса происходящего на экране.

Нельзя не отметить и неплохую, а местами великолепную, работу мастера по спецэффектам Франко Руфини. Вся его работа в «Городе живых мертвецов» строго подчинена одной единственной цели: шокировать, испугать зрителя, сделать происходящее на киноэкране более реальным и достоверным.
Что же касается актёрских работ, то ничего выдающегося, с актёрской точки зрения, в фильме я не увидел. В принципе, игра актёров для Фульчи- не основное. Главное, я повторяю, шокирующее действие (обращает на себя внимание чрезмерное смакование натуралистических, кровавых сцен), а всё остальное- простой придаток.

Кристофер Джордж в роли журналиста вполне убедителен, но не более; Катарин Маккол (одна из постоянных и любимых актрис Лючио Фульчи) в роли местной помощницы журналиста мало вразумительна и слишком простовата. Хорош, разве только, Фабрицио Джовине в роли отца Томаса, неожиданно покончившего жизнь самоубийством, и, превратившись в зомби, затеявшего с жителями Данвича страшную игру смерти.

В конце стоит отметить две неплохие, на мой взгляд, эпизодические роли Джованни Ломбардо Редиче в роли местного придурковатого парня Боба, и, конечно же, Венантино Венантини (здесь без него никак нельзя!) в роли психически больного (опять роль психопата) папаши одной из героинь. Уличив свою дочь, якобы, в сексуальной связи с беднягой Бобом, герой Венантини очень жестоко с ним расправляется.

В целом, фильм «Город живых мертвецов», вновь повторюсь, мне очень понравился. Я смотрел его несколько раз и всегда удивлялся той жуткой атмосфере, которую так профессионально создал Лючио Фульчи.

С момента выхода фильма минуло больше четверти века, и «детище Фульчи» на фоне современных суперспецэффектных блокбастеров смотрится «невинной наивной пташкой», но всё равно, некий «шарм внутреннего страха» постоянно присутствует при просмотре «Города…»,что, как не это, является, на мой взгляд, основным критерием всех «фильмов ужасов».
14 ноя 2007, 16:53
4 020
0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Смотрите также: